Почему автомобиль бьет током
Почему машина бьется током
Дата публикации: 14 февраля 2019 .
Категория: Автотехника.
Наверное, каждый автовладелец сталкивался с довольно неприятной ситуацией, когда даже после непродолжительной поездки вы выходите из своего транспортного средства, беретесь за ручку двери, и вас бьет током. В нашей статье мы постараемся простым языком объяснить причину возникновения этого негативного явления, а также рассказать о простых и эффективных методах борьбы с ним.
Причины электрических ударов
Причиной накопления заряда электростатического напряжения хоть на поверхности тела человека, хоть на корпусе автомобиля является трение диэлектрических (не токопроводящих) материалов друг об друга. Так во время поездки водитель совершает многочисленные движения (поворот рулевого колеса, переключение скоростей и так далее). В той или иной степени, это сопровождается трением его тела об обивку салона. В результате на поверхности одежды накапливается заряд (то есть, сам человек «превращается» в конденсатор). При выходе из машины и прикосновении (а точнее сказать, при приближении) руки к металлической части двери происходит электрический разряд.
Он вызывает довольно неприятные болезненные ощущения. И хотя по утверждению специалистов величина тока, протекающего между рукой и кузовом автомобиля, безопасна для жизни, медики однозначно утверждают, что статическое напряжение весьма негативно влияет на здоровье человека. Поэтому от накопившегося на одежде (и, как следствие, на теле) заряда необходимо «избавляться» и лучше это делать безболезненным способом.
Сам автомобиль также может накапливать статическое напряжение на своей поверхности в результате трения поверхности кузова о встречные потоки воздуха и пыли при движении (или сильного ветра на стоянке).
Важно! Неисправность автомобильной электропроводки не может быть причиной неприятных ударов. Даже если взяться голыми руками за клеммы аккумулятора, вы ничего не почувствуете. Сопротивление человеческой кожи достаточно велико, чтобы 12В бортовой сети оказали бы на него хоть какой-нибудь негативный эффект.
Факторы, влияющие на накопление статического заряда на теле
Среди основных факторов, «способствующих» образованию статического напряжения, следует отметить:
- Пониженную влажность окружающего воздуха (что довольно часто можно наблюдать как летом, так и зимой).
- Ношение одежды и обуви из синтетических материалов. Как показывает практика, подошва ботинок из натуральной кожи весьма эффективно препятствует образованию «статики», и наоборот резина, каучук или полиуретан, способствуют задержке заряда на поверхности человеческого тела.
- Работу автомобильного кондиционера. Да, он охлаждает воздух внутри салона, но при этом значительно его «высушивает».
- Индивидуальные свойства организма. У кого-то статический заряд накапливается в большей степени, а у кого-то в меньшей. Например, мужа бьет током от автомобиля постоянно, а его жена практически не испытывает на себе никакого негативного влияния. Хотя они и пользуются одним и тем же автомобилем.
Бороться со статическим напряжением можно несколькими способами. О некоторых из них мы расскажем далее в нашей статье.
Самый простой и наиболее эффективный способ
Самый простой и эффективный способ защитить себя от удара электростатического напряжения, это придерживаться строго определенного алгоритма выхода из транспортного средства:
- Глушим двигатель и вынимаем ключ из замка зажигания.
- Открываем водительскую дверь.
- Не выходя из машины, беремся за любую металлическую часть автомобиля (крыша, стойка, скоба дверного замка и так далее).
- Опускаем ноги на землю и встаем (рука остается в контакте с корпусом транспортного средства).
- Снимаем руку с металлической части кузова и закрываем дверь. Только так риск получить болезненный электрический удар мы сводим к нулю.
Для информации! С физической точки зрения этот способ объясняется довольно просто: берясь за металлическую часть кузова, мы выравниваем разность потенциалов между телом и автомобилем. Затем опустив ноги на землю, обеспечиваем плавное «стекание» остатков статического заряда.
Заземление кузова
В какой-то мере предотвратить скопление электростатического заряда на поверхности автомобиля позволяет установка специального заземляющего ремешка. Его крепят к металлическому элементу кузова в задней части транспортного средства. Он выполнен из специального токопроводящего материала (или резины с запрессованными стальными или медными проволоками). Нижний конец ремешка находится в постоянном контакте с дорожным покрытием. Это препятствует образованию статического заряда на поверхности кузова. Стоит отметить, что многочисленные отзывы автомобилистов говорят о весьма низкой эффективности такого приспособления. К тому же с течением времени сам ремешок достаточно быстро истирается и «теряет» контакт с землей, и, как следствие, перестает «выполнять возложенную на него функцию».
Антистатические жидкости
В магазинах автомобильных аксессуаров можно без труда приобрести специальные жидкости для обработки салона транспортного средства, препятствующие (естественно, только на какое-то время) образованию статического напряжения. Однако такие средства не пользуются особой популярностью: ведь «химии» в нашей повседневной жизни и так много. Поэтому усугублять ситуацию своими руками не стоит. Применение же таких средств хоть в какой-то мере оправдано только при проведении очередной чистки салона. У многих производителей эти жидкости (чаще в виде спрея) представляют универсальные составы «2 в 1». Они содержат не только компоненты для удаления грязи и пятен различного происхождения с поверхности, но и специальные антистатические добавки.
На заметку! Весьма эффективным способом борьбы с накоплением статического заряда является искусственное увеличение влажности внутри салона автомобиля. Для этого можно воспользоваться либо специальными аэрозолями, либо обычным разбрызгивателем воды, которым домашние хозяйки обычно опрыскивают комнатные растения.
Антистатический брелок
Весьма удобным и недорогим приспособлением для предотвращения электрического удара от собственного автомобиля является антистатический брелок. Конструктивно он представляет собой миниатюрный цилиндр, внутри которого установлена неоновая лампочка, а с торцов закреплены токопроводящие заглушки. Алгоритм работы приспособления довольно прост:
- Держа брелок в руке, прикасаемся металлическим торцом изделия к автомобилю.
- При наличии разности потенциалов статического напряжения между корпусом и телом неоновая лампочка загорается, забирая «на себя» основную часть электрической энергии.
- После выравнивая потенциалов, брелок гаснет и можно безопасно открывать/закрывать дверь транспортного средства.
Для информации! В зависимости от производителя такие приспособления на сегодняшний день стоят от 150 до 500 рублей. Согласитесь совсем небольшая плата за избавление от неприятных ощущений и заботу о собственном здоровье.
Как изготовить антистатический брелок самостоятельно, подробно рассказано в представленном ниже видео:
В заключении
Естественно, решение о том, каким из вышеописанных способов борьбы с ударами статического напряжения воспользоваться, каждый автолюбитель принимает сам. Но помните: если не обращать на проблему проскакивающей между телом и корпусом искры должного внимания, то ее возникновение может привести к весьма печальным последствиям (например, при заправке транспортного средства). Ведь интенсивности разряда может вполне хватить для воспламенения паров бензина. А это уже опасно не только для вас, но и окружающих людей, автомобилей и сооружений.
Почему машина бьёт током и как это устранить
Наверное, каждый владелец автомобиля сталкивался с ситуацией, когда при выходе и касании корпуса машины его било током. В большинстве случаев это не опасно, но всё равно неприятно. Почему же авто может ударить током своего владельца?.
Почему машина бьёт током
Здесь нет ничего сверхъестественного и всё можно объяснить законами физики. Происходит это из-за накопления заряда статического электричества, а оно образуется по причине электризации таких элементов:
- кузова авто;
- одежды;
- чехлов или обшивки сидений.
Весной и летом автомобиль чаще бьётся током, так как электризация происходит интенсивнее при низкой влажности воздуха. Такой разряд хоть и не очень приятный, но для здорового человека абсолютно безопасен.
На кузове автомобиля статическое электричество скапливается от его трения о воздух. Обычно так случается во время движения, но бывает и на стоянке под воздействием ветра. Когда человек дотрагивается до кузова, например, закрывая дверь, заряды тела и кузова выравниваются и происходит удар током. Причиной тому могут быть и одежда или чехлы. Во время их трения также накапливается статический заряд и описанный процесс повторяется.
Ещё одна причина такой проблемы — неисправность автомобиля. При повреждении электропроводки провода могут оголяться и соприкасаться с металлическими частями кузова. Машина превращается в большой конденсатор и при прикосновении к её корпусу человек получает ощутимый удар током.
Искрение не вызывает повышенного напряжения, пока в цепь не включена индуктивность. Опасно, когда оголяются высоковольтные провода, обмотка катушки зажигания и реле.
Видео: почему авто бьёт током
Как решить проблему
Есть несколько способов, позволяющих эффективно бороться с ударами тока при прикосновении к некоторым частям автомобиля. Когда током бьёт во время касания наружных частей машины, например, ручек, кузова и других, то для устранения проблемы надо выполнить следующие действия:
- посетить СТО. Рекомендуется в случае частых и сильных ударов статического электричества, возникающих при неисправностях электропроводки. Там проведут диагностику, установят и устранят причину. Если у вас достаточно знаний и времени, то можно самостоятельно проверить исправность всех проводов;
- установить антистатические полоски. Их достаточно приобрести в любом автомагазине и закрепить на заднем бампере.
Когда током бьёт во время прикосновения к внутренним элементам автомобиля, например, рулю, рычагу переключения передач и другим, то надо выполнить следующее:
- обратить внимание на обшивку салона. Самым простым решением будет покупка чехлов на сиденья. Они должны быть антистатичными, если салон кожаный, то таких проблем не возникает;
- подкорректировать гардероб. Старайтесь не носить вещи из тканей, накапливающих статическое электричество (шерсти, шёлка, натурального меха, синтетики);
- если не хочется менять гардероб, используйте специальные спреи для обработки обивки и одежды. Они помогают свести к минимуму вероятность накопления электричества;
Чтобы свести к минимуму вероятность удара током при выходе из машины, сначала дотроньтесь рукой до любой металлической детали, а уже потом открывайте двери и становитесь на землю.
Видео: что делать, если машина бьёт током
При появлении такой проблемы, как удар током при касании к автомобилю, надо обязательно найти причину и устранить её. Некоторым людям она может показаться мелочью, но это очень неприятно детям, а в отдельных случаях появившаяся искра может привести даже к возгоранию авто.
Машина бьет током: разбираемся и устраняем проблему
Удар током небольшой силы при выходе из транспортного средства – распространенная проблема. Чтобы не допустить неприятного эффекта, надо определить причины.
Среди наиболее распространенных:
- Накопление статического электричества человеком. Всем известен эффект удара током при использовании пластиковой расчески. С автомобилем происходит то же самое. Человек в одежде из натуральной шерсти находится в машине, взаимодействует с расположенными в ней предметами. Статическое электричество накапливается и автомобиль бьет током во время покидания салона.
- Накопление статического электричества автомобилем. Причины, по которым это может происходить различаются.
Если причина удара током в человеческой одежде, достаточно покрыть ее антистатиком или побрызгать водой из пульверизатора. В этом случае статическое электричество перестанет накапливаться.
Автомобильное электричество
При движении машина накапливает электрический заряд от соприкосновения с воздухом. В холодное время или при высокой влажности сила заряда понижается. Теплое время года усиливает заряд.
Находящийся внутри человек тоже имеет электрический потенциал. Разница в значении заряда. Если соприкасаются плюс и минус, машина бьет током. Если значение заряда одинаковое, ничего плохого не произойдет.
Причины могут быть и более существенными. Трение или гипертрение может повредить провода электропроводки. Изоляция повреждается и оголенные участки соприкасаются с автомобильным кузовом. Получается своеобразный конденсатор внушительных габаритов.
Возможные последствия
Если при выходе из машины водитель получает электрический разряд, это кажется несущественной проблемой.
Реальность опровергает слишком легкомысленные суждения. Удар током – это маленькая молния. Если в салоне присутствуют пары бензина или иного легковоспламеняющегося вещества, это может очень плохо кончиться. Возникнет взрыв, который может повлечь человеческие жертвы.
Варианты устранения проблемы
Чтобы устранить проблему, следует:
- Посетить станцию технического обслуживания. Рекомендуется заезжать при первых признаках удара током. Механики диагностируют неполадку, исправят и дадут рекомендации по правильной профилактике.
- Использовать антистатические полосы. Механизм различается в зависимости от транспортного средства. Массивные бензовозы обматывают кузов металлической цепью, конец которой касается асфальта. Владельцы небольших автомобилей крепят продающиеся антистатические полоски.
- Обратить внимание на обшивку салона. Используйте специальные автомобильные чехлы, препятствующие накоплению электричества или измените салон или используйте защитные материалы. Оба решения эффективны. Чехлы выбирают сторонники максимальной экономии, а изменение обшивки ценители комфорта.
- Увлажнить воздух. Распылите в салоне защитные аэрозоли или используйте иные механизмы.
Важно! Влажный воздух защищает от накопления статического электричества, а также дополнительно улучшает самочувствие водителя и пассажиров.
Электроприборы
Некоторых читателей, наверняка, интересует вопрос: что делать, если электрический разряд проходит в непосредственной близости от электроприборов транспортного средства. Несмотря на незначительную силу удара, при неблагоприятном стечении обстоятельств приборы могут выйти из строя.
Прежде всего, это касается автомобильных приборов. Распыленный аэрозоль повышает влажность воздуха, улучшает самочувствие и защищает приборы от случайного выхода из строя.
На первый взгляд, потеря прибора не так страшна, как зажигание распыленных в воздухе легковоспламеняющегося вещества. Тем не менее, нарушение правильной работы автомобильного прибора влечет неприятные ситуации, в том числе, возможную потерю контроля над управлением транспортного средства.
Важно! Регулярно проходите техническое обслуживание. Согласно данным независимых исследований, это сокращает риск возникновения внештатных ситуаций при вождении транспортного средства и значительно сокращает опасность дорожно-транспортных происшествий.
Дополнительная информация
Накопление статического электричества не может считаться опасным явлением, если правильно от него защититься. В регионах с высокой влажностью воздуха данной опасностью можно практически полностью пренебречь. Статическое электричество почти не накапливается и связанные с ним проблемы исчезают.
То же самое касается случаев редкого использования транспортного средства. Автомобиль мало двигается, электричество не накапливается и значительно снижается опасность несчастного случая.
Однако, все же лучше использовать дополнительные средства для защиты от накопления электричества. Это одинаково верно как для автомобиля, так и для человека.
Например, если водитель предпочитает носить обувь с прорезиненной подошвой, рекомендуется использовать антистатические стельки для заземления. Не отказывайтесь от других средств, повышающих безопасность.
Что еще надо знать?
Если ничего из перечисленного выше не помогает и транспортное средство продолжает бить током своего владельца, помните о правилах выхода из автомобиля.
После открытия двери следует коснуться ногой металлической части транспортного средства и только затем ступить на землю. Это поможет снять накопленное статическое напряжение и повысить безопасность использования транспортного средства.
Другая особенность – регулярно прочищайте салон от дополнительных распыленных веществ. Это сохраняет здоровье водителя и пассажира, защищает от паров бензина и иных легковоспламеняющихся веществ. Безопасность использования транспортного средства должно быть первым и главным.
Антистатические полоски рекомендуется регулярно менять в соответствии с требованиями эксплуатации.
Важно! Некоторые владельцы транспортных средств предпочитают экономить и не покупать дополнительные средства защиты. Это нежелательная стратегия, за небольшую экономию владелец платит безопасностью.
Радикальное решение
Если машина бьет током, а поход на станцию технического обслуживания не принес ожидаемого результата, возможно стоит задуматься над наиболее радикальным решением.
Смена транспортного средства из-за того, что оно продолжает бить током это не самое экономичное решение. Но вместе с тем, нет никакой гарантии того, что следующий удар не приведет к неконтролируемым последствиям.
Автомобиль бьет током? Эту проблему легко устранить своими силами
Вы выходите из автомобиля, и в этот момент он нещадно бьет вас током. Помните этот неприятнейший момент? Сегодня мы с вами установим причину столь повышенной агрессии автомобиля и устраним ее.
Почему автомобиль бьется током?
В первую очередь необходимо понять причину появления этого, мягко выражаясь, агрессивного поведения вашей машины. Согласно законам физики, автомобиль начинает биться током в результате разрядов статического электричества, оно, к слову, может образовываться по нескольким причинам – из-за электризации кузова автомобиля и/или вашей одежды, а также обивки сидений или чехлов. И самое неприятное, с учетом того, что мы готовимся встречать весну и лето – интенсивность электризации тем выше, чем ниже влажность воздуха. Единственное, что может успокоить в подобной ситуации – несмотря на то, что электроразряд сопровождается неприятными болевыми ощущениями, он абсолютно безопасен для человека.
Как бы это не казалось скучно и нудно, но без объяснения некоторых физических законов вникнуть в суть проблемы не получится, поэтому придется немного о них рассказать. Как уже было сказано, причина того, что автомобиль бьет током, кроется в появлении статического электричества. Давайте разберемся в его источнике на кузове автомобиля. Здесь все просто – на кузове электричество возникает при трении о воздух (вспомните школьный курс физики и опыт с эбонитовой палочкой). Причем это может происходить не только, когда машина движется, но и под воздействием ветра, даже если она покоится на стоянке. В то время, когда кто-то старается закрыть дверь машины, происходит уравнивание электрических зарядов кузова и человека, путем того самого удара током.
Отсутствие электрического заряда на кузове автомобиля не всегда избавляет автовладельца от подобных молний. Здесь уже приходится винить одежду, особенно синтетическую или шерстяную, которая в результате трения о чехлы сидений, накапливает значительный электрический заряд. В момент, когда человек покидает автомобиль, прикасаясь к нему, происходит вышеописанный процесс уравнивания зарядов.
Как устранить проблему?
Как же устранить эту проблему, как вернуть автомобилю его былую доброжелательность и гостеприимство? Очевидным ответом является ношение одежды, изготовленной из натуральных тканей, а также отсутствие примесей синтетики в составе накидок на сидения. Но надо признать, что подобные методы не гарантируют 100% результата, к тому же, есть куда более эффективные способы. В первую очередь, это предлагаемые в ассортименте любого магазина аксессуаров для автомобиля специальные антистатические полоски, которые крепятся между кузовом и землей. Только при их выборе следует учитывать, что наиболее результативными являются лишь модели с токопроводящим наполнителем (графит, алюминиевая пудра), в крайнем случае, с проволокой внутри, поэтому не надейтесь, что вырезанная из старой резины лента избавит от биения током. Обработка чехлов антистатическим аэрозолем также позволит уменьшить степень электризации.
Все перечисленные способы помогут справиться с агрессией вашего железного коня, однако, так сказать, для закрепления результата и полной гарантии безопасности, советуем следовать некоторым рекомендациям, посвященным выходу из автомобиля. Итак, открыв дверь с намерением покинуть салон авто, необходимо рукой взяться за металлический кант двери (внимание: не за ручку!) и только после этого ступать ногой на землю. Закрывая дверь частью тела, прикрытой одеждой, вы сможете уменьшить болевые ощущения. И самое интересное – кожа кисти руки сверху имеет более высокую сопротивляемость, нежели ее внутренняя сторона, возьмите это на вооружение, когда в следующий раз будете выходить из своего агрессивного автомобиля.
Конечно, для кого-то подобная проблема не является существенной, как, предположим, неисправность выхлопной системы или капризы инжектора, но все-таки надеемся, что наши рекомендации окажутся полезными.