Kafele.ru

Лада калина плавают обороты

Калина и Приора: Плавают обороты холостого хода

Если вы никогда не сталкивались с проблемами работы двигателя вашего автомобиля – не беда, рано или поздно вам всё это предстоит ощутить в полной мере. К примеру, у вашей машины плавают обороты холостого хода, а вы ни сном, ни духом, что с этой чертовщиной делать и почему она вообще появилась.

Чтобы не быть окончательным профаном, даже будучи новичком-автолюбителем, мы рассмотрим эту тему подробнее на примере автомобилей ВАЗ – самых последних моделях этого потрясающего производителя транспортных средств. Как говорится, заглянем под капот, послушаем, понюхаем, посмотрим и решим, что можно сделать с таким отечественным чудом техники, как Приора или Калина.

Начало проблем

Если вы неожиданно для себя обнаружили, что в автомобиле плавают обороты на холостом ходу не только паниковать не надо, но и вообще нервничать. Эта гадость может возникнуть как на машинах с карбюраторным двигателем, так и на моделях с мотором инжекторным, а главное, этой участи иногда не избегают и приличные иномарки, не говоря про отечественные образцы.

Разница только в системе впрыска топлива и, соответственно, в способах устранения этой пустяковой неприятности. Но, раз мы решили рассматривать проблему с точки зрения современных Приоры и/или Калины, то и оценивать нам придётся инжекторный вариант двигателя с так называемым электронным впрыском горючего.

Как это бывает на деле

Выходите вы из дома, садитесь в машину, запускаете двигатель и тут бац! – обороты холостого хода начинают скакать, как угорелые, то поднимаясь до отметки в 3 (а то и 4 тысячи), то опускаясь до тысячи оборотов в минуту или меньше, пока машина окончательно не заглохнет.

Однако, ситуация может складываться совершенно по-разному: иногда эти скачки могут так же неожиданно исчезнуть после непродолжительного прогрева двигателя, но бывает и наоборот – вы уже давно едете, встаёте на светофоре, например, и тут начинается свистопляска.

В чём же дело

Причин этому омерзительному и неадекватному поведению может быть несколько. Мы перечислим все возможные ситуации, когда плавают обороты на холостом ходу.

  1. “Сошёл с ума” блок электронного управления автомобиля (бортовой компьютер), именуемый “мозгами”. Проще говоря, система поймала глюк.
  2. Датчик положения дроссельной заслонки сломался.
  3. Нагло “врёт” температурный датчик, показывая, что двигатель давно прогрелся и готов к максимальной нагрузке, а значит больше не требует повышенной подачи топлива.
  4. Если наметились повышенные обороты холостого хода, то вполне вероятно, что накрылся клапан вентиляции картера.

Ну, конечно, про карбюратор тоже надо упомянуть. В основном, плавают обороты на холостом ходу только на тех автомобилях, на которых какой-то “грамотей” залез в сам карбюратор (снял его, например), а потом так же “умело” поставил на место, сбив настройку и закрутив что-нибудь не так.

Кстати, если брать в пример дизельные моторы, то там всё проще некуда и причиной поплывших оборотов становится заедание лопастей в насосе, возникающем из-за примитивной ржавчины. То бишь, удаляете ржавчину с лопастей и обороты возвращаются в норму.

Как себя вести и что делать

Если вы совсем никогда ни к чему в моторе не притрагивались и отчаянно боитесь это делать, то самым простым выходом по-прежнему останется поездка в сервис, где механики “найдут” десяток причин, чтобы содрать с вас добрую стружку не лишних у вас денег. Однако при наличии элементарного желания вы всё сможете сделать самостоятельно, сэкономив тем самым кровно заработанное.

  1. Проверьте регулировочный винт оборотов и просто закрутите его при необходимости. Таким образом вы закроете отверстие, через которое травит воздух.
  2. Обычными пассатижами поочерёдно пережимайте топливные патрубки. Так вы сможете определить, на каком из них трещина или даже дырка.
  3. Проверьте вентиляционный клапан картера на открытие/закрытие. Вполне возможно, он тоже работает не стабильно.
  4. Обязательно посмотрите на работу дроссельной заслонки. Если она не открывается вовремя или вовремя не закрывается, то проблема, естественно, здесь.
  5. Наконец, не обнаружив ни единого нарушения по первым четырём пунктам, можете быть уверены, что причиной плавающих оборотов стал “врущий” бортовой компьютер, то бишь “мозги” автомобиля и ошибку можно устранить либо имея у себя на руках специальный тестер, либо всё-таки посетив ремонтную мастерскую, где ошибку снимут.

Рекомендации

В дополнение к перечисленному не ленитесь и проверьте также свечи зажигания, провода идущие к ним и трамблёр. Это не сильно влияет на обороты, но в совокупности может принести положительный результат.

Почему плавают обороты на холостом ходу?

Возможность реализации обратной связи – преимущество систем электронного впрыска топлива и их кардинальное отличие от других систем питания двигателей внутреннего сгорания. При этом речь идет об управлении составом смеси и о прямом регулировании самого режима работы мотора – ЭБУ впрыска может либо корректировать обороты в некотором диапазоне (автомобили с «механическим» дросселем), либо ими управляет («электронный» дроссель).

Однако возможны ситуации, когда ЭСУД не способна поддержать нужный режим. Один из характерных симптомов этого – «плавание» оборотов, их постоянное изменение с четко выраженной периодичностью.

Плавание оборотов на автомобилях ВАЗ с регулятором холостого хода

На автомобилях ВАЗ регулятор холостого хода (часто называемый «датчик холостого хода», что является грубой ошибкой) – это шаговый двигатель, перемещающий шток с конической насадкой в байпасном (обходном) канале дроссельной заслонки. С его помощью система управления двигателем может увеличить или уменьшить количество воздуха, попадающего в двигатель, независимо от степени открытия дросселя.

При этом характерная особенность систем впрыска ВАЗ – самоадаптация РХХ: в момент включения зажигания происходит автоматическая установка нулевого положения — перед запуском двигателя ЭБУ впрыска «знает», что РХХ закрыт. Это происходит очень просто – подается команда на перемещение штока на полный ход (255 шагов). В каком бы положении он ни был при включении зажигания, исправный РХХ закроется полностью.

Читать еще:  Замена батарейки в ключе форд фокус 2

Но при неисправностях РХХ уже начнется «плавание» оборотов на холостом ходу. Механические повреждения штока, его загрязнение уже могут не дать выставить ноль, либо не все команды на перемещение выполняются. Поскольку ЭБУ впрыска не может прямо отслеживать положение РХХ (команды даются с расчетом того, что он был полностью закрыт перед запуском), алгоритм управления оборотами двигателя даёт сбои – отсюда и одна из самых частых причин плавания оборотов.

Попытка исправления неисправности при этом достаточно проста. При помощи отвертки регулятор холостого хода снимается с корпуса дроссельной заслонки и промывается струей очистителя карбюратора, при наличии доступа к ультразвуковой ванне мощностью в 20-30 Вт (применяемой радиолюбителями и ремонтниками электроники для отмывки печатных плат) стоит воспользоваться ей.
Для демонтажа РХХ отсоединяем патрубки подогрева дроссельной заслонки, поэтому работу проводим на остывшем моторе, чтобы избежать ожогов. Шланги снимаем быстро, подготовив пару болтов М8, чтобы заглушить оба патрубка. Пережимаем шланги перед снятием струбцинами или самозажимными клещами («геббельсами»).

Загрязненный регулятор холостого хода выглядит так. Перемещение штока уже затруднено.

Ещё кое-что полезное для Вас:

После установки РХХ, если при промывке шток вдавливался или вытаскивался, несколько раз включите и выключите зажигание, чтобы дать ему выставиться в ноль. Это правило касается не только автомобилей ВАЗ. Если чистка не помогает, регулятор холостого хода замените, благо стоит он недорого.

Снимать заслонку удобно в сборе, при этом можно промыть и ее (особенно канал регулятора). Одновременно при этом оцените и состояние прокладок – их негерметичность вызывает нарушения стабильности холостого хода.

Точнее говоря, плавание холостого хода возникнет при любом неучтенном подсосе воздуха во впуск, особенно на моторах с датчиком массового расхода воздуха. Конкретно для ВАЗовских моторов местами подсоса становятся:

  • Вакуумные магистрали, в том числе патрубки адсорбера, вакуумного усилителя тормозов, регулятора давления топлива (на моторах со сливной рампой). Проверка в гаражных условиях наиболее проста перебором – отсоединяем патрубок, глушим штуцер, на который он надевался. Если подсос воздуха шел по этой магистрали, то обороты мотора стабилизируются.
  • Стыки отдельных частей впускного коллектора, трещины в пластиковом коллекторе.
  • Разрушение нижних уплотнительных колец форсунок.

В последних двух случаях проверка одинакова: «подозрительные» места проливаются из аэрозольного баллончика смазкой, очистителем карбюратора или другой жидкостью. Попав на негерметичное место, жидкость всасывается во впуск, временно устраняя подсос воздуха – характер работы мотора при этом ощутимо меняется.

Плавание оборотов на автомобилях с электронным дросселем

В отличие от систем с РХХ, ЭСУД с E-gas напрямую управляют степенью открытия дросселя и не нуждаются в отдельном регуляторе. При этом дроссель оснащен не одним, а двумя датчиками положения, и ЭБУ впрыска постоянно отслеживает перемещения управляющего механизма.

Однако механизм «самообнуления» был сохранен, хотя и в измененном виде. Согласно информационному письму АвтоВАЗа №7-11 от 7 февраля 2011 года, адаптация электронного дросселя производится при первом включении зажигания с выдержкой не менее 30 секунд и при температуре не ниже 7° С.

В зависимости от типа контроллера адаптация ноля происходит по разному алгоритму. Например, М74 делает это так:

За время адаптации контроллер дважды открывает заслонку на разный угол, затем пытается ее закрыть. В то же время Bosch ME 17.9.7 пытается прогнать заслонку до полного открытия.

Окончательная адаптация происходит уже под нагрузкой, во время разгона (согласно тому же письму, требуется поднять обороты до 4000 на второй передаче).
Если у систем с РХХ загрязнение штока и канала регулятора было основной причиной плавания оборотов, то у систем с электронным газом критично состояние самой дроссельной заслонки и ее правильная адаптация. Она обязательно выполняется после очистки дросселя. Чтобы запустить процедуру адаптации без диагностического оборудования, отключите «массу» на аккумуляторе на 8-10 минут: при этом память адаптаций сбрасывается, так как не энергонезависимая. Учтите, что таким же образом память контроллера сбросится и при обычной замене аккумулятора – в этом случае надо заново адаптировать дроссель.

Причиной плавания оборотов становится и нарушение контакта в разъемах педали газа и дроссельной заслонки. Управление дросселем идет по замкнутому циклу – ЭБУ постоянно считывает данные о положении педали, согласно заложенному алгоритму выставляет дроссель в нужную степень открытия, отслеживая его положение по датчику, встроенному в корпус заслонки. Окисление или неплотность контактов приводят к тому, что ЭБУ получает случайно меняющуюся информацию либо о положении педали, либо о положении дросселя, пытаясь их скомпенсировать – соответственно и обороты меняются без какого-либо воздействия на педаль. Это было характерно для автомобилей с первым выпуском, где отмечалось плавание оборотов и фиксация ошибки Р2135 (рассогласование датчиков положения дроссельной заслонки).

Распиновка разъема дросселя:

При больших пробегах возникают проблемы уже из-за механического износа. Со временем изнашивается сам привод заслонки и пара трения «ось-корпус», из-за чего возникает люфт. Проверяется он попыткой покачивания заслонки дросселя – никаких люфтов не должно ощущаться, при нажатии на заслонку в разные стороны сразу должно быть небольшое усилие (редуктор проворачивает вал электродвигателя). Неисправная заслонка подлежит замене, каких-либо ремкомплектов не предусмотрено. После замены обязательно проведение адаптации новой заслонки.

Возможно и плавание оборотов, сопровождающееся фиксацией ошибки P1335 («положение заслонки вне допустимого диапазона»). В первую очередь это связано с дефектами ДМРВ: опираясь на ошибочные данные о расходе воздуха, контроллер рассчитывает физически невозможное положение дросселя, и попытки выровнять холостой ход вызовут его плавание, не устранимое обратной связью. Однако проверить ДМРВ при помощи тестера на автомобилях ВАЗ с электронным дросселем нельзя, так как в отличие от предыдущих серий здесь применен ДМРВ не с аналоговым выходом (напряжение пропорционально расходу воздуха), а с частотным (частота импульсов зависит от расхода). В данном случае стоит обратиться к диагносту. Причем эта ошибка в реальности могла быть вызвана и реальной неисправностью, и дефектами прошивки самого контроллера: согласно информационному письму № 95-12, при обнаружении ошибки P1335 на машинах с контроллером М74 без физических дефектов датчиков требуется перепрошивка ЭБУ на обновленную версию.

Читать еще:  Что означают значки на панели приборов автомобиля

Почему плавают обороты на холостом ходу?

Возможность реализации обратной связи – преимущество систем электронного впрыска топлива и их кардинальное отличие от других систем питания двигателей внутреннего сгорания. При этом речь идет об управлении составом смеси и о прямом регулировании самого режима работы мотора – ЭБУ впрыска может либо корректировать обороты в некотором диапазоне (автомобили с «механическим» дросселем), либо ими управляет («электронный» дроссель).

Однако возможны ситуации, когда ЭСУД не способна поддержать нужный режим. Один из характерных симптомов этого – «плавание» оборотов, их постоянное изменение с четко выраженной периодичностью.

Плавание оборотов на автомобилях ВАЗ с регулятором холостого хода

На автомобилях ВАЗ регулятор холостого хода (часто называемый «датчик холостого хода», что является грубой ошибкой) – это шаговый двигатель, перемещающий шток с конической насадкой в байпасном (обходном) канале дроссельной заслонки. С его помощью система управления двигателем может увеличить или уменьшить количество воздуха, попадающего в двигатель, независимо от степени открытия дросселя.

При этом характерная особенность систем впрыска ВАЗ – самоадаптация РХХ: в момент включения зажигания происходит автоматическая установка нулевого положения — перед запуском двигателя ЭБУ впрыска «знает», что РХХ закрыт. Это происходит очень просто – подается команда на перемещение штока на полный ход (255 шагов). В каком бы положении он ни был при включении зажигания, исправный РХХ закроется полностью.

Но при неисправностях РХХ уже начнется «плавание» оборотов на холостом ходу. Механические повреждения штока, его загрязнение уже могут не дать выставить ноль, либо не все команды на перемещение выполняются. Поскольку ЭБУ впрыска не может прямо отслеживать положение РХХ (команды даются с расчетом того, что он был полностью закрыт перед запуском), алгоритм управления оборотами двигателя даёт сбои – отсюда и одна из самых частых причин плавания оборотов.

Попытка исправления неисправности при этом достаточно проста. При помощи отвертки регулятор холостого хода снимается с корпуса дроссельной заслонки и промывается струей очистителя карбюратора, при наличии доступа к ультразвуковой ванне мощностью в 20-30 Вт (применяемой радиолюбителями и ремонтниками электроники для отмывки печатных плат) стоит воспользоваться ей.
Для демонтажа РХХ отсоединяем патрубки подогрева дроссельной заслонки, поэтому работу проводим на остывшем моторе, чтобы избежать ожогов. Шланги снимаем быстро, подготовив пару болтов М8, чтобы заглушить оба патрубка. Пережимаем шланги перед снятием струбцинами или самозажимными клещами («геббельсами»).

Загрязненный регулятор холостого хода выглядит так. Перемещение штока уже затруднено.

Ещё кое-что полезное для Вас:

После установки РХХ, если при промывке шток вдавливался или вытаскивался, несколько раз включите и выключите зажигание, чтобы дать ему выставиться в ноль. Это правило касается не только автомобилей ВАЗ. Если чистка не помогает, регулятор холостого хода замените, благо стоит он недорого.

Снимать заслонку удобно в сборе, при этом можно промыть и ее (особенно канал регулятора). Одновременно при этом оцените и состояние прокладок – их негерметичность вызывает нарушения стабильности холостого хода.

Точнее говоря, плавание холостого хода возникнет при любом неучтенном подсосе воздуха во впуск, особенно на моторах с датчиком массового расхода воздуха. Конкретно для ВАЗовских моторов местами подсоса становятся:

  • Вакуумные магистрали, в том числе патрубки адсорбера, вакуумного усилителя тормозов, регулятора давления топлива (на моторах со сливной рампой). Проверка в гаражных условиях наиболее проста перебором – отсоединяем патрубок, глушим штуцер, на который он надевался. Если подсос воздуха шел по этой магистрали, то обороты мотора стабилизируются.
  • Стыки отдельных частей впускного коллектора, трещины в пластиковом коллекторе.
  • Разрушение нижних уплотнительных колец форсунок.

В последних двух случаях проверка одинакова: «подозрительные» места проливаются из аэрозольного баллончика смазкой, очистителем карбюратора или другой жидкостью. Попав на негерметичное место, жидкость всасывается во впуск, временно устраняя подсос воздуха – характер работы мотора при этом ощутимо меняется.

Плавание оборотов на автомобилях с электронным дросселем

В отличие от систем с РХХ, ЭСУД с E-gas напрямую управляют степенью открытия дросселя и не нуждаются в отдельном регуляторе. При этом дроссель оснащен не одним, а двумя датчиками положения, и ЭБУ впрыска постоянно отслеживает перемещения управляющего механизма.

Однако механизм «самообнуления» был сохранен, хотя и в измененном виде. Согласно информационному письму АвтоВАЗа №7-11 от 7 февраля 2011 года, адаптация электронного дросселя производится при первом включении зажигания с выдержкой не менее 30 секунд и при температуре не ниже 7° С.

В зависимости от типа контроллера адаптация ноля происходит по разному алгоритму. Например, М74 делает это так:

За время адаптации контроллер дважды открывает заслонку на разный угол, затем пытается ее закрыть. В то же время Bosch ME 17.9.7 пытается прогнать заслонку до полного открытия.

Окончательная адаптация происходит уже под нагрузкой, во время разгона (согласно тому же письму, требуется поднять обороты до 4000 на второй передаче).
Если у систем с РХХ загрязнение штока и канала регулятора было основной причиной плавания оборотов, то у систем с электронным газом критично состояние самой дроссельной заслонки и ее правильная адаптация. Она обязательно выполняется после очистки дросселя. Чтобы запустить процедуру адаптации без диагностического оборудования, отключите «массу» на аккумуляторе на 8-10 минут: при этом память адаптаций сбрасывается, так как не энергонезависимая. Учтите, что таким же образом память контроллера сбросится и при обычной замене аккумулятора – в этом случае надо заново адаптировать дроссель.

Читать еще:  Снять обшивку задней двери форд фокус 2

Причиной плавания оборотов становится и нарушение контакта в разъемах педали газа и дроссельной заслонки. Управление дросселем идет по замкнутому циклу – ЭБУ постоянно считывает данные о положении педали, согласно заложенному алгоритму выставляет дроссель в нужную степень открытия, отслеживая его положение по датчику, встроенному в корпус заслонки. Окисление или неплотность контактов приводят к тому, что ЭБУ получает случайно меняющуюся информацию либо о положении педали, либо о положении дросселя, пытаясь их скомпенсировать – соответственно и обороты меняются без какого-либо воздействия на педаль. Это было характерно для автомобилей с первым выпуском, где отмечалось плавание оборотов и фиксация ошибки Р2135 (рассогласование датчиков положения дроссельной заслонки).

Распиновка разъема дросселя:

При больших пробегах возникают проблемы уже из-за механического износа. Со временем изнашивается сам привод заслонки и пара трения «ось-корпус», из-за чего возникает люфт. Проверяется он попыткой покачивания заслонки дросселя – никаких люфтов не должно ощущаться, при нажатии на заслонку в разные стороны сразу должно быть небольшое усилие (редуктор проворачивает вал электродвигателя). Неисправная заслонка подлежит замене, каких-либо ремкомплектов не предусмотрено. После замены обязательно проведение адаптации новой заслонки.

Возможно и плавание оборотов, сопровождающееся фиксацией ошибки P1335 («положение заслонки вне допустимого диапазона»). В первую очередь это связано с дефектами ДМРВ: опираясь на ошибочные данные о расходе воздуха, контроллер рассчитывает физически невозможное положение дросселя, и попытки выровнять холостой ход вызовут его плавание, не устранимое обратной связью. Однако проверить ДМРВ при помощи тестера на автомобилях ВАЗ с электронным дросселем нельзя, так как в отличие от предыдущих серий здесь применен ДМРВ не с аналоговым выходом (напряжение пропорционально расходу воздуха), а с частотным (частота импульсов зависит от расхода). В данном случае стоит обратиться к диагносту. Причем эта ошибка в реальности могла быть вызвана и реальной неисправностью, и дефектами прошивки самого контроллера: согласно информационному письму № 95-12, при обнаружении ошибки P1335 на машинах с контроллером М74 без физических дефектов датчиков требуется перепрошивка ЭБУ на обновленную версию.

Тема: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

Опции темы

Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

Прыгают обороты на хол.ходу. Менял датчик хол.хода, не помогает.

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

Нужно проверить свечи, вв провода, подсос воздуха, правильность установки ремня грм и задающего диска. Проверить осцилографом катушку зажигания. Проверить датчик положения дроссельной заслонки. И на последок замерять давление топлива.

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

Машине пол года. Свечи менял. Самое интересное что это не постоянно. Во время езды, при переходе на нетралную, прыгают обороты с 700 до 2500. причем с одним алгоритмом. пару раз газнешь, проходит. ездил к знакомому инжекторщику, при мне все проверял, все нормально. только мозги говорит козьи: Bosh.
Но самый огромный косяк, что может заглохнуть когда к перекрестку докатывается. Электроусилитель выключается. Я так чуть Toureg не засадил.

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

Очень похоже на датчик положения дроссельной заслонки.

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

согласен
и прозвони провода от датчита ДПДЗ до компа
обычно обрывы возле фишки

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

По моему всётаки с рхх проблемы. Подтормаживает. То что он новый не говорит о том что он хороший.

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

ок. спасибо. потеплеет, буду прозванивать и проверять ДПДЗ.

flesher, а что такое РХХ. обьясни недалекому.

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

ок. спасибо. потеплеет, буду прозванивать и проверять ДПДЗ.

flesher, а что такое РХХ. обьясни недалекому.

РХХ – регулятор холостого хода
щаговый движок

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

Внимание на наличие тосола в мозгах.Чем раньше полезешь туда тем больше вероятности что спасёшь ЭБУ.Ещё на приоре был случай с хх-откручена масса ЭБУ.Для Боша очень критично.

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

у ВАЗиков..в большом количетве случает – єто датчик скорости в коробке. сбрось клемму, поставь, заведи – все ровно. поезишь – опять плавают.

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

а в чем проблема сделать диагностику??
И ЧТО ТЕМА В ЄТОМ РАЗДЕЛЕ ДЕЛАЕТ.

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

Связано с тем, что при движении рхх открывается на определённое кол-во шагов. Если рхх тормозит, то при переходе в режим регулирования хх начинают плавать обороты, так же они могут зависать.
Проблема в рхх.

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

Датчик положения дроссельной заслонки – однозначно.

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

Прошу прощения а что за задающий диск?

Ответ: Калина. Прыгают обороты на хол. ходу.

задающий шкив в данном случае – это шкив ремня генератора на коленчатом валу.вроде 60 зубьев,из которых два вырезаны для определения ВМТ 4-го цилиндра(еси обшибся,сильно не пинайте). на калине он идет с резиновым демпфером(между зубчатым ободом шкива и местом крепления к колен.валу такое резиновое кольцо),оно,кольцо ,бывает разрушается от воздействия всяких там агрессивных сред и, происходит смещение,мозг видит неправильное положение поршней в цилиндрах и получаеццо перебои в работе. в худшем случае – вообще не заведешь.альтернатива – замена на цельнометаллический

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector