Kafele.ru

Как поменять гранату на ниве

Пошаговая инструкция по замене внутреннего и наружного шруса в Ниве Шевроле

Безопасность автомобиля – важный элемент перед началом его использования. С появлением переднего привода на внедорожниках стали устанавливать особую деталь – шрус. Ее неисправности могут стать причиной серьезных поломок. Именно поэтому важно знать первые признаки поломки этого элемента.

Пошаговая инструкция по замене внутреннего и наружного шруса в Ниве Шевроле будет приведена далее.

Что такое ШРУС (граната)

До появления машин с передним проводом такой детали, как шрус, не использовали в комплектации. Крутящий момент на колеса приходил от силового агрегата. Задействован был в этом карданный вал. Как только появился передний привод, потребовалось, чтобы колоса легко поворачивались. Если на автомобиле был установлен кардан, провести процедуру становилось невозможным.

Специалистам потребовалось заменить часть элементов и разработать особую деталь, которая получила название шрус. Расшифровывается аббревиатура, как шарнир равных угловых скоростей. Теперь именно он задействуется на внедорожниках с передним приводом для передачи крутящего момента.

Установлена деталь и на Chevrolet Niva. Также устанавливаются детали на некоторых моделях с полным приводом. Функция узлов остается неизменной и обеспечивает движение ведущим колесам. Водители называют шрус «гранатой». Связано это не только с небольшим весом, размером и характерным внешнем видом. Дополнительно стоит учитывать, что в результате выхода из строя запчасти управление машиной будет невозможным.

ШРУСы на Chevrolet Niva: какие элементы бывают

Равномерная передача крутящего момента на ведущих (в случае с Нивой Шевроле, передних) колесах обеспечивает маневренность и плавность хода. Надежность на дороге – основа безопасности, поэтому состоянию всех узлов нужно уделять максимум внимания.

По конструктивным особенностям детали выделяют:

Стоит учитывать, что колесо будет поворачиваться плавно и быстро, если все элементы в узле исправны. В конструкции Нивы Шевроле существуют особенности, которые не позволяют осуществить передачу вращения колесу, используя шрус в единственном экземпляре. Именно по этой причине в переднем приводе этих деталей всегда устанавливается две.

Также нужно учитывать, что детали испытывают разные по интенсивности нагрузки. Быстрее выходит из строя та, которая находится у коробки передач, так как давление на деталь выше. Визуально отличить элемент не сложно – внутренний шарнир по габаритам больше, чем наружный. Задача второго элемента в паре – передавать вращение непосредственно на колесо. Небольшие размеры объясняются размеры ограниченностью свободного пространства в районе ведущего колеса.

Почему ломается «граната»

Иногда требуется замена внутреннего шруса нива шевроле. Для того чтобы снизить вероятность поломки, нужно знать, какие причины приводят к этому. Специалисты и опытные владельцы автомобиля выделяют следующие причины, под воздействием которых «граната» потребует замены или ремонта:

  • блок полностью вышел из строя;
  • срок эксплуатации истек (указывается в документации к автомобилю или в накладных, если ранее проводился ремонт);
  • нарушаются правила вождения, рекомендованные производителями – агрессивный стиль, выбор сложных трасс, все это негативно отражается на детали.

Несмотря на то, что Нива Шевроле – внедорожник, требуется следить за тем, чтобы тяжелые дорожные условия не были постоянными. К числу причин выхода «гранаты» из строя относится попадание в узлы грязи, пыли или крупных частичек.

По статистике обращений в 90% случаев замены требует наружная часть элемента. Для снижения вероятности возникновения аварийной ситуации рекомендуется регулярно проверять состояние защитных резиновых чехлов, регулировать крепление в узле.

Признаки и проявления неисправности

Для проведения своевременного ремонта нужно обратить внимание на признаки неисправности.

Если возникают проблемы с шрусом, водитель может столкнуться со следующими проявлениями:

  • появляется характерный неприятный, резкий звук во время поворотов рулевого колеса;
  • звук возникает во время движения задним ходом;
  • легкий хруст во время поворота ведущих передних колос;
  • усиление хруста и резких звуков во время движения.

Полностью заменять деталь потребуется в случае появления ударов в трансмиссии. Также о необходимости срочного ремонта говорит пробуксовка. Если часто используется для передвижения именно нива как работает полный привод, какой порядок технического обслуживания нужно узнать заранее.

Пошаговая инструкция для качественной замены

Если узел только начал сигнализировать о проблеме, то ремонтные работы смогут продлить срок эксплуатации. При полном износе (диагностика рекомендуется в СТО) проводить работы по реанимации деталей или приводить механизм в порядок не имеет смысла – требуется полная замена.

В большинстве случаев при сильной изношенности выполняется замена наружного шруса на Ниве Шевроле. Важно помнить, что предстоящий процесс потребует затрат времени и сил. Машину нужно отогнать к специальной яме, чтобы облегчить доступ к узлам и непосредственно шрусу.

Инструменты:

  • гаечные ключи (набор);
  • молоток с надставкой;
  • съемники.

Необходим опыт в проведении слесарных работ, если замена производится собственными силами.

Замена наружного шруса

Чтобы поменять наружную часть пары в узле, потребуется полностью снять с автомашины полуось с установленными на ней «гранатами». Последовательность действий в этом случае такая:

  • кузов требуется поднять (применяется автомобильный домкрат);
  • установить подставку, чтобы свести к минимуму вероятность несчастного случая, если домкрат не справится с задачей;
  • устанавливаются противооткатные башмаки.

Предпринятые меры безопасности избавят от повреждений и травм. Основной момент: перед тем, как произвести подъем кузова, следует отпустить гайку ступицы. Для этой работы потребуется головку и удлинитель для ключа. Дальнейшая последовательность действий:

  • снять передние колеса;
  • открутить нижнее крепление, которое удерживает передний амортизатор;
  • отвести максимально в сторону, чтобы проведение дальнейших работ не осложнялось;
  • закрепить (используются любые доступные средства).

После этого этапа нужно отвернуть болты непосредственно на шаровой опоре. Следующая часть работ:

  • полностью снять гайку на ступице;
  • потянуть на себя и извлечь наружный шрус.
Читать еще:  Замена втулки рулевой рейки рено меган 2

Наружный шарнир можно заменить, не вынимая перед этим полуось. Последовательность действий:

  • требуется освободить крепежный хомут, который относится к пыльнику;
  • отодвинуть максимально далеко на полуоси;
  • по корпусу шруса потребуется ударить молотком (с надставкой);
  • продолжать производить удары до момента полного снятия с полуоси.

Следующий этап:

  • заменить стопорное кольцо, которое находится на полуоси;
  • установить новую деталь.

Чтобы установить шарнир, все действия потребуется провести в обратной последовательности действий.

Замена внутреннего шруса

Замены может требовать также наружное составляющее «гранаты». Этот узел можно привести в порядок только после полного снятия полуоси с шарнирами равных угловых скоростей. Все компоненты нужно предварительно отключить. Затем освобождаются другие элементы этого механизма. Затем можно начинать прокручивать мост при снятии полуоси.

Рекомендация: чтобы повысить комфорт работы, нужно зажать в тисках полуось, а затем проводить снятие.

Замена внутреннего элемента происходит следующим образом:

  • снимаются хомуты пыльников;
  • сдвигаются, чтобы не мешать работе рядом находящиеся детали;
  • наносить удары молотком по «гранате» до момента полного снятия.

Неисправную деталь нельзя починить. Следующий этап действий:

  • шлицы нужно тщательно очистить;
  • установить новое стопорное кольцо — замена проходит полностью, так как деталь одноразовая и ремонту не подлежит;
  • устанавливается новый шарнир.

В завершение на ось устанавливается новый элемент. Чтобы качество ремонта было высоким, поломок не происходило, рекомендуется наполнить защитный чехол смазкой. Затем зажать пыльник хомутом. После этого можно включить узел и начать использовать во время движения машины.

Заключение

Отключаемый передний мост Шеви Нива, наличие переднего привода, легкая регулировка всех показателей позволяют использовать машину не только для передвижения по городу. Сложные дорожные условия — не помеха для движения, но длительная тряска, подпрыгивание на неровностях может стать причиной поломок в узле, связанном с «гранатой».

Ремонтные работы и замена деталей требуют физических сил, затрат времени (в среднем уходит 2-3 часа) и набора знаний. Спешить не нужно, так как инструкция подразумевает, что все действия проводятся последовательно.

Меняем внутренний и наружный ШРУСы на Шевроле Нива своими руками: выбор гранаты

Граната на автомобиле представляет собой шарнир равных угловых скоростей. Такое название узел получил по причине того, что он похож на военный узел. Его ещё могут называть ШРУС. При помощи его в автомобиле передаётся крутящий момент от мотора к колесу при разных углах поворота ведущего колеса.

Что такое ШРУС (граната)

Внутренняя граната на Шниву

Появилась эта деталь в то время, когда производители стали выпускать машины с передним приводом. Изначально крутящий момент передавался на ведущее колесо при помощи обычного кардана. При этом срок службы шарнира был небольшим, так как он постоянно работал в нагрузку. Эта проблема дала толчок к тому, что был изобретён специальный узел (ШРУС), который мог передавать крутящий момент на колёса при разных углах их поворота.

ШРУС на Нива Шевроле

При помощи его крутящий момент передаётся от мотора на ведущие колёса. В основном это передний привод. За счёт ШРУСА происходит равномерная передача крутящего момента с учётом того, что колесо находится под разным углом относительно автомобиля.

На Шевроле граната может быть:

Как и все другие детали в машине, этот узел имеет свой определённый срок службы. Поэтому каждый владелец Нивы рано или поздно сталкивается с необходимостью замены ШРУСА.

Причины поломки гранаты

Одна из причин выхода из строя шруса — прорыв пыльника и попадание грязи.

ШРУС может выйти из строя по таким причинам:

  1. Длительный срок эксплуатации механизма . Это является наиболее распространённой причиной возникновения поломки. Обычно деталь приходится менять через 10 000 километров пробега (в среднем), но может случиться, что ремонт потребуется и раньше.
  2. Неаккуратная езда . Это могут быть резкие повороты, езда по неровной дороге на большой скорости или выворачивание руля при резком старте машины. Во всех этих случаях на ШРУС идёт максимальная нагрузка.
  3. Попадание в устройство воды, пыли или грязи . По этой причине шарнир также может выйти из строя раньше времени. Попадает вода внутрь из-за повреждения резинового пыльника. Потрескаться защита может от любых факторов при эксплуатации, поэтому рекомендуется периодически проверять её состояние.

Замена гранаты

Правый внутренний ШРУС вблизи, видно артикул и маркировку

Этот узел состоит из частей, которые постоянно находятся в движении. В результате этого они могут лопать или истираться, что требует их замены.

Ремонтироваться устройство может только в том случае, когда владелец машины вовремя выявил повреждение пыльника, а потому посторонние вещества ещё не успели попасть внутрь механизма.

Но это случается довольно редко, так как вовремя выявить повреждение пыльника почти нереально. А также следует сказать, что и стоимость ШРУСА не велика, а потому его можно купить при необходимости.

Видео о восстановлении шруса Нива Шевроле

Определение неисправности

Определить неисправность гранаты можно и самостоятельно. Для этого надо во время движения автомобиля вывернуть руль в любую сторону до упора. При этом водителю будет слышен хруст в районе переднего колеса. В таком случае надо произвести замену шарнира.

В процессе ремонта важно выявить, требуется менять оба шарнира или один, потому что такие работы рекомендуется осуществлять только комплексно.

Видео как определить неисправность гранаты

Меняем гранату на Нива Шевроле своими руками

Для замены гранаты изначально следует извлечь старую. В процессе придётся демонтировать полуось вместе со ШРУСОМ (в интернете можно найти видео разборки). Потом владелец авто должен выполнить такие действия:

  1. Зажать снятый узел в тиски.
  2. Снять старый пыльник.

Устанавливаем новый шарнир

Устанавливаем ось со шрусом на автомобиль в обратном порядке

Видео о замене гранаты на Нива Шевроле с помощью обратного молотка

Рекомендации: усиление промвала

В настоящее время многие владельцы Нива Шевроле делают тюнинг мотора на своём авто, в результате этого у него повышается мощность, а потому нагрузка на карданы и ШРУСы возрастает в несколько раз.

Чтобы избежать такой неприятности специалисты рекомендуют усилить валы.

Вывод

Зная особенности ШРУСа и то, как можно выявить его неисправность или произвести замену, вы можете справиться с такой работой и собственными силами, имея небольшой опыт в данной работе.

Очень познавательная статья, но хотел бы добавить, что причиной износа становятся наши любимые дороги с ямами. Кстати вчера какой то чувак промчал через лежачего полицейского на скорости где то 60кмч на шевролюшке и я ясно видел, что то у него отвалилось из поддона)

Да лучше сразу менять два шарнира, вот летом по чему то изнашиваются больше чем зимой весной и осенью, может и жара как то влияет.

Замена ШРУСа Нива Шевроле

О ШРУСах водители и не слышали до тех пор, пока на дорогах не появились автомобили с приводом на передние колёса. Прежде крутящий момент колёсам от силового агрегата передавался через карданный вал. При переднем приводе ведущие колёса должны поворачиваться – при наличии кардана это невозможно.

Для передачи крутящего момента и разработали ШРУС (расшифровывается как шарнир равных угловых скоростей). Шарнир стоит и на популярной в России модели Chevrolet Niva.

ШРУСы на Chevrolet Niva: какие бывают?

Предназначение ШРУС на Шевроле Нива – равномерно передавать крутящий момент на ведущее колесо независимо от угла его поворота. По конструктивным особенностям детали бывают:

Осуществить передачу вращения колесу одним ШРУСом на Нива Шевроле невозможно, поэтому их в приводе всегда пара. Более сильную нагрузку испытывает тот, который находится у коробки передач. Отличить его легко – он имеет большие по сравнению с наружным шарниром габариты. Наружный узел передаёт вращение на колесо. На его размеры также влияет ограниченность пространства в районе ведущего колеса.

Почему ломается «граната»?

«Граната» выходит из строя по следующим причинам:

  • истёк срок эксплуатации узла;
  • агрессивный стиль вождения, эксплуатация в тяжёлых дорожных условиях;
  • попадание пыли, грязи внутрь узла.

Чтобы исключить риск преждевременного выхода из строя «гранаты» Нива Шевроле, (особенно наружной), нужно чаще проверять состояние защитных резиновых чехлов.

Как определить неисправность

О проблемах с «гранатой» говорят неприятные звуки, возникающие при поворотах рулевого колеса. Сначала они появляются при движении задним ходом с поворотом передних ведущих колёс – слышен лёгкий хруст. Далее он будет усиливаться даже при небольших поворотах рулевого колеса. Когда появятся удары в трансмиссии или пробуксовки, «гранату» придётся менять.

Процедура замены: пошаговый алгоритм

Ремонтировать изношенный узел бессмысленно, поэтому всегда выполняется замена наружного шруса Нива Шевроле. Замена повреждённой «гранаты» – операция трудоёмкая. Потребуются набор гаечных ключей, съёмники, а также опыт выполнения слесарных работ.

Наружный ШРУС

Замена повреждённого узла производится на снятой с автомобиля полуоси с «гранатами». Кузов приподнимают автомобильным домкратом, устанавливают надёжную подставку под машину, противооткатные башмаки. Это позволяет уберечь ремонтника от возможных травм. Перед подъёмом кузова машины следует отпустить гайку ступицы. Понадобятся головка, удлинитель для ключа. Далее нужно снять колесо, открутить нижнее крепление переднего амортизатора. Отвести его в сторону и закрепить подручными средствами. Также отворачивают болты на шаровой опоре.

Потом полностью удаляют гайку на ступице и, потянув на себя, вынимают «гранату».

Наружный шарнир можно заменить, не вынимая полуось.

Освобождают крепёжный хомут пыльника, отодвигают его как можно далее на полуоси. Молотком с надставкой ударяют по корпусу «гранаты» до её снятия с полуоси. Перед установкой новой детали обязательно меняют стопорное кольцо на полуоси, так как оно одноразовое. Установка шарнира производится в обратном порядке.

Внутренний ШРУС

Этот неисправный узел на Нива Шевроле можно заменить только после полного снятия полуоси с шарнирами равных угловых скоростей. Освобождают «ухо» и лыжи, что позволит прокручивать мост при снятии полуоси. Для удобства работы демонтированную полуось с «гранатами» стоит зажать в тисках. Замена внутреннего ШРУСа Нива Шевроле происходит так:

  1. Снимают хомуты крепления защитных пыльников, сдвигают их как можно дальше.
  2. Используют молоток и надставку для снятия повреждённой «гранаты». Нескольких ударов достаточно, чтобы демонтировать неисправную деталь.
  3. Перед установкой нового шарнира тщательно очищают шлицы и устанавливают новое стопорное кольцо, так как оно одноразовое.
  4. На ось ставят новый ШРУС, дополнительно наполняют защитный чехол смазкой, зажимают пыльник хомутом.

Полуось с новыми гранатами собирают и монтируют в обратном порядке. Процесс полностью представлен на видео:

Продлить срок службы шарниров равных угловых скоростей удастся, если следить за состоянием защитных чехлов на «гранатах», избегать плохих дорог и использовать только качественные запасные части.

Как поменять гранату на ниве

Данный метод представляет собой один из наиболее простых и быстрых способов замены обоих пыльников или одного из них. Так же при необходимости можно заменить смазку в ШРУСах или наружную гранату.

Необходимый инструмент: набор рожковых ключей (в т.ч. на 13 и на 17 по 2 шт.), плоскогубцы с изменяемым шагом или просто очень большие плоскогубцы, две плоских отвертки – средняя и тонкая, молоток 600-800 г, хорошая выколотка из мягкого металла или съемник ШРУСов, большие или среднего размера тиски (или помощник), смазка ШРУС-4, достаточное количество протирочного материала, полиэтиленовый пакет, подставка под нижний рычаг передней подвески. Желательно – смотровая яма.

Устанавливаем машину на ручник, нужно также установить любые противооткаты под задние колеса. Ослабляем гайки колеса, домкратим, снимаем колесо. Под нижний рычаг подставляем надежный упор (я использую стопку коротких досок). Опускаем домкрат, рычаг сжимается. Откручиваем гайки и вытаскиваем три болта крепления нижней шаровой опоры. Откручиваем нижнее крепление амортизатора и задавливаем его до отказа вверх:

Через деревянный брусок сбиваем хромированный колпак ступицы. Откручиваем гайку ступицы, предварительно подставив под колесную шпильку упор (молоток, например), чтобы ступица не крутилась (ослабить гайку можно в самом начале, но колпак снимать не так удобно). Достаем конусную шайбу. Взявшись за низ тормозного диска, тянем его на себя и отводим в сторону, одновременно извлекая ось гранаты из ступицы. Освобожденный ШРУС кладем, как удобно, на нижнюю чашку.

Спускаемся в яму. Поворачивая ШРУС рукой, находим удобное положение для захвата выступов хомута плоскогубцами:

Сжимаем хомут и отверткой чуть отгибаем зацеп, снимаем. На корпусе гранаты и валу делаем метки (краской, или напильником – главное чтоб не затерлось), так чтобы потом вставить ШРУС так же, как было, хорошо запоминаем положение. Освобожденный пыльник максимально отодвигаем от гранаты.

Пальцем нащупываем проволочное стопорное кольцо внутри корпуса ШРУС а, оно в пазу у самого края, наощупь находим разрыв кольца, и поддев тонкой отверткой достаем:

За вал вытягиваем ШРУС из корпуса:

Если смазку менять не надо, можно стразу одеть на ШРУС полиэтиленовый пакет и обмотать во избежание выпадения шариков и попадания грязи (шарики держатся только за счет смазки).

Выходим из ямы и аккуратно достаем освобожденную деталь:

Отмываем грязь. Снимаем оставшиеся хомуты и срезаем пыльники, которые надо заменить:

Пластмассовый кожух и пыльник наружной гранаты смещаем к внутреннему ШРУС у. Чтобы они далее не мешались, можно их завернуть в пакет и закрепить. Вал зажимаем в тисках наружным шарниром к низу, убираем излишки смазки.

Теперь нам нужно сбить или спрессовать с вала внутреннюю обойму в сборе с шарниром. Радиальные выступы, показанные отверткой – это и есть фигурная внутренняя обойма ШРУС а:

Теория. Внутренняя обойма ШРУС а фиксируется на валу двумя стопорными кольцами: наружным (на самом конце вала) круглого сечения; и внутренним, квадратного сечения (его немного видно на предыдущей фотографии между внутренней обоймой и валом). При сбивании, обойма конической выточкой должна сжать наружное кольцо, утопить его в проточку вала и продвинуться дальше. Если энергия удара будет недостаточна, кольцо опять разожмется и обойма вернется в исходное положение.

Вариант 1. С помощью выколотки из мягкого металла и молотка слегка простукиваем обойму по окружности, чтобы отцентрировать наружное кольцо, затем, установив выколотку по возможности ближе к валу, сбиваем (можно держать ее под небольшим углом, это не страшно). Идеальный вариант – если помощник тянет за вал шарнира книзу. Удар должен быть достаточно сильным и “длинным” – использующим всю инерцию молотка. 400 г. Молотком мне удалось сбить только с 4 раза, хотя бил со всего плеча – лучше молоточек потяжелее. Если не сбивается, силу удара надо увеличить, количеством тут не возьмешь.

Вариант 2. Используем съемник. Купил его по дороге в гараж, специально для FAQ, 160 руб., на ценнике было “съемник ШРУСов 2108”. Честно говоря, не хотелось показывать варварскую выколотку, которую я до этого использовал. Насчет съемника были смутные опасения, но как оказалось – зря, работать с ним понравилось, так увлекся новой игрушкой, что забыл сфотографировать до снятия:

Снимаем наружное кольцо. Потом аккуратно выводим внутреннее кольцо из проточки:

Ослабляем тиски и легкими ударами молотка по валу стягиваем кольцо. Наружная проточка уже, кольцо там не застрянет:

Как видим, кольца и вал не повреждены:

Если необходима замена смазки, все промываем. Наружный ШРУС можно промыть без разборки, хотя это довольно долго. Можно разобрать, для этого надо пометить краской взаимное расположение наружной обоймы (корпуса), сепаратора и внутренней обоймы. Потом повернуть сепаратор и внутреннюю обойму до выхода первого шарика, достать его, и потом таким же способом достать все по очереди. Затем наклонить сепаратор с обоймой под 90 градусов, и, поймав положение, вытащить вместе с внутренней обоймой. Промыть, собрать наружный шарнир и заложить в корпуса внутреннего и наружного шарнира смазку “ШРУС -4” по 150 и 60 куб.см. соответственно.

Слегка смазываем вал и надеваем пыльники и чехол. Зажимаем вал в тисках и ставим оба стопорных кольца:

Устанавливаем шарнир на вал, и, нащупав шлицы, опускаем до соприкосновения с наружным стопорным кольцом:

С помощью молотка, желательно через проставку из мягкого металла, ударяем по валу ШРУС а и сажаем его на место (не вздумайте наворачивать на резьбу ступичную или иные гайки – либо гайку испортите, либо резьбу). Руками проверяем фиксацию шарнира в обоих направлениях. У меня мягкой проставки не было, поэтому забивал так, после трех достаточно сильных ударов, с валом, как видим, ничего не случилось – металл твердый:

Ставим пыльники на место (место установки хомутов на валу соответствует самой глубокой проточке). Ставим хомуты с таким расчетом, что бы при движении вперед за них не цеплялась трава (т. е. по шерсти). Усилие приходится приложить нешуточное:

Устанавливаем готовое изделие на автомобиль, в порядке, обратном снятию.

Все замечания и прочее можно присылать на форум Нива 4х4/Общетехнический раздел/Пора менять ШРУСы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector