Дворники на ваз 2109
Почему на ВАЗ-2109 не работают дворники, и как это исправить
Первое правило во избежание аварий на дорогах – осторожность. Спокойный водитель не пропадет там, где не пройдет нервный и спешащий. Но даже спокойствие не гарантирует сохранности, если опасность нельзя увидеть и понять, откуда она приближается. Поэтому нужно всегда следить и ухаживать за своими стеклами, особенно лобовым. Хорошие дворники, не очень большие и не очень маленькие, помогут сохранить ваш ВАЗ-2109 и, что более ценно, вашу жизнь.
Распространенные неполадки передних дворников
Даже старые дворники в модели ВАЗ-2109 сделаны настолько качественно, что могут обеспечить долгую стабильную работу. Конечно, если за ними хорошо следить и не допускать неблагоприятных ситуаций. Причин поломок и их проявлений может быть немало, но не нужно отчаиваться или запутываться раньше времени. Иногда отремонтировать дворники бывает довольно просто.
Что в механизме может работать не так:
- дворники двигаются нестабильно или медленно;
- происходит самопроизвольное включение или не работает выключение;
- поломан переключатель режимов или отдельные его опции;
- омыватель неисправен, или во время его работы не двигаются сами щетки;
- мотор-редуктор поломан или работает только он из всего механизма;
- дворники плохо очищают стекло.
Последний пункт может означать, что стекло нужно просто вымыть и обезжирить, но другие поломки исправить бывает труднее. Хотя со старыми моделями случается всякое: дворники способны заработать, если их просто подтолкнуть рукой.
Демонтаж дворников
В случае неисправности передних дворников, нужно первым делом разобрать механизм с целью выявления пришедшей в негодность детали. Для этого производятся следующие действия:
- Первым делом нужно обязательно обесточить Ладу. Для этого снимаем минусовую клемму с аккумулятора.
- Щетки стеклоочистителей ставим в вертикальное положение. Затем снимаем, не забыв раскрутить гайки.
- Аккуратно сдергиваем плоскогубцами или аналогичным инструментом рычаги со шлицев, затем убираем с них защитные колпачки.
- Откручиваем гайки, закрепляющие кронштейн, и снимаем их вместе с шайбами.
- В моторном отсеке находим группу проводов с колодкой. Провода отвечают за питание стеклоочистительной системы. Для отключения достаточно приподнять фиксатор.
- Нужно открутить винты, держащие вентилятор отопителя. Он будет мешать вынимать устройство, и лучше не пропускать этот этап.
- Открываем монтажный блок и убираем все имеющиеся реле, иначе они тоже будут доставлять неудобство в дальнейшем.
- Нужно открутить нижний болт кронштейна очистителя.
- Вынимаем пластмассовый держатель проводов через получившееся отверстие.
- Напоследок нужно вывести валики дворников, затем приподнять и немного отодвинуть стеклоочиститель вместе с двигателем.
- Извлекаем узел.
Во время демонтажа следует запоминать положение составных частей устройства, чтобы при обратной установке вернуть все на свои места. Вроде бы и мелочь, но автомобили ведь и держатся на ходу благодаря мелочам.
Ищем неисправности
Теперь, когда дворники разобраны, нужно выяснить, что именно отказывается работать положенным образом. Начинаем перебирать составные элементы и проверяем их:
- Щетки. Свободно ли они двигаются в держателях? Если да, можно зачистить неровности наждачной бумагой. Есть ли трещины, сколы, потертости? Возможно, щетки пора заменить.
- Пружины щеток. Со временем любые пружины теряют свою упругость, этому не стоит удивляться. Недостаточное давление может сказаться на качестве очищения стекла. Вернуть пружинам изначальную упругость не получится, их нужно заменить.
Тяги привода дворников. Они должны быть ровными. При небольших повреждениях их можно без большого применения силы постараться вернуть в изначальное или близкое к такому состояние. Если выровнять уже не получится, лучше заменить.
- Корпус электромотора, вал якоря и статорные обмотки. Поищите механические повреждения на их поверхности. Статор и якорь не должны тереться друг о друга. Неровности можно попробовать сгладить шлифовальным материалом, если состояние деталей поправимо.
- Коллектор. Его поверхность часто страдает от нагара и трения щеток. Полировочная паста должна помочь. Якорь надо зажать в патроне дрели, так полировка даст лучшие результаты. Конечно, следует поискать механические повреждения и при надобности обработать их наждачкой.
- Резьба валиков рычагов. Часто может повреждаться, и в этом случае наждачка не поможет. Следует заменить поврежденную деталь.
- Шестерня привода редуктора. Некоторые зубцы могут отколоться, возможны царапины или сколы. Отсутствие зубьев замедляет работу щеток или сбивает прерывистый режим. Конечно, это нефатально, но зачем вам плохо работающие дворники. Если решите заменить шестеренку на новую, смажьте ее и корпус редуктора пластичным солидолом. Редуктор перед обработкой будет разумно очистить от старой смазки.
- Предохранители с реле. Предохранители склонны иногда сгорать, в то время как остальные элементы работают. За дворники в предохранителе отвечает элемент F7, а реле обозначается как К3.
Важно знать, что реле К3 влияет на работу только передних дворников. Часто новички, не знающие этого, путаются и окончательно перестают понимать, что не так. Диагностику и починку заднего дворника в некотором смысле следует считать отдельным этапом ремонта.
Если неисправен задний дворник
Стеклоочиститель на заднем стекле автомобиля ломается значительно реже, чем передние. Наверно, дело в его меньшей загруженности. Тем не менее рано или поздно техника из строя выходит. Бывают три причины поломки:
- Неисправен подрулевой переключатель. Для диагностики нужно проверить при переключении напряжение на + выводах монтажного блока. Второй способ: разобрать переключатель и проверить наличие замыкания между 53ah-53H контактами. Отсутствие замыкания будет означать неисправность подрулевого.
- В негодность мог прийти мотор-редуктор. Достаточно поломаться любой из его составных частей, а не самому механизму. Неисправную деталь или весь мотор нужно заменить.
- Могла повредиться проводка. Окисление или механические повреждения способны мешать работе заднего дворника. Нужно обратить внимание на массу заднего мотор-редуктора и его затяжку.
В холодный период щетка дворника может просто прилипнуть к заднему стеклу. Попытки его включить и заставить работать нередко приводят к неприятным для дворников последствиям, поэтому всегда нужно соблюдать осторожность и спокойствие.
Замена реле дворников на ВАЗ 2109
Роль дворников для любого автомобиля многие недооценивают. Но вы попробуйте выехать на дорогу во время ливня или снега, и тогда поймете, что без стеклоочистителей ездить невозможно и невероятно опасно, ибо вы попросту не видите ничего впереди вас.
Очистители лобовушки
Признаки поломки
Почему могут не работать дворники? Причин достаточно много, поскольку стеклоочистители ВАЗ 2109 состоят из множества компонентов.
Выход или частичная поломка любого из них может привести к отказу или нарушению правильной работы дворников.
К числу признаков можно отнести следующие явления:
- Дворники полностью остановились, не реагируют на нажатие рычагов;
- Перестал работать прерывистый режим стеклоочистителей;
- Дворники работают слишком медленно;
- Активированный из салона режим работы стеклоочистителей не соответствует реальным движениям щеток.
Причины
Как и признаки, причины неисправности могут быть разнообразными:
- Окисление контактов;
- Выход из строя предохранителя;
- Обрыв электрической цепи дворников;
- Неисправность червячной передачи;
- Отказ в работе переключателя;
- Поломка электродвигателя очистителей и пр.
Ремонт
Для устранения неполадок с дворниками на вашем ВАЗ 2109 вовсе не обязательно обращаться на СТО. Работу вполне можно выполнить своими руками, сэкономив приличную сумму денег.
Ремонт заключается в выполнении нескольких операций:
- Разборка узла;
- Выявление неисправностей;
- Устранение причин поломки очистителей;
- Обратная сборка.
Демонтаж
Первым делом нужно научиться снимать стеклоочистители. Это откроет вам доступ к устройству и всем его компонентам.
Достаточно соблюдать указанную последовательность действий предварительно ознакомиться со схемой дворников, чтобы все сделать правильно.
Схема
- Для начала отключите минусовую клемму АКБ, чтобы обесточить машину.
- Снимите рычаги щеток, переведя их в вертикальное положение и открутив крепежные гайки. Выкручивайте гайки аккуратно, дабы не вытолкнуть рычаг. Иначе под действием пружины он вылетит в стекло и разобьет его.
- Открутив крепежи, рычаги можно снять. Не всегда удается сделать это вручную, потому вооружитесь плоскогубцами. Старайтесь не повредить резьбовой участок. Дабы этого избежать, накрутите гайку обратно на шлицы, но не полностью.
- Со шлицов с каждой стороны снимите защитные колпачки, выполненные из пластика.
- Открутите верхние крепежные гайки кронштейном и снимите их. Под ними имеются резиновые шайбы, которые также демонтируются.
- Поднимите капот и отключите колодку проводов, которая питает двигатель стеклоочистителя.
- Открутите крепежные винты вентилятора печки и немного сместите его в сторонку. Так при демонтаже очистителя он не помешает вам.
- Демонтируйте с блока реле и предохранителей крышку. Снимать нужно не только реле дворников, но и все остальные. Иначе они помешают вам при дальнейших процессах.
- Открутите нижнюю крепежную гайку механизма, извлеките пластиковый держатель жгута проводов от электромотора из отверстия в кузове машины. Теперь можно снять держатель, дабы он не потерялся в ходе ремонта.
- Остается протолкнуть валик механизма внутри, затем приподнять электромотор и механизм стеклоочистителя немного вверх и в сторону. Так вы легко сможете извлечь узел.
Выполнив полную разборку узла, вы сможете проверить состояние каждого механизма дворников, определить причину возникших неисправностей.
Устройство
Проверка состояния элементов
Разобрав конструкцию дворников на своем ВАЗ 2109, вы можете определить поврежденные компоненты, которые привели к неполадкам. Как именно найти виновников, мы вам расскажем.
Элемент
Ваши действия
Корпус электромотора, статорные обмотки и вал якоря
Эти элементы нужно проверить на предмет наличия механических повреждений на поверхностях. Статор не должен иметь следы соприкосновения с якорем, и наоборот. Если на поверхностях обнаружены дефекты, царапины, попробуйте обработать их наждачкой. Если такая мера не помогла, компоненты подлежат замене
Пружины по мере эксплуатации могут повредиться, потерять свою упругость. От этого страдают сами щетки, не отрабатывают должным образом. Наличие износа пружин говорит о необходимости их замены
Проверьте, насколько свободно щетки перемещаются в держателях. Если есть заедания, попробуйте обработать узел наждачкой. Наличие сколов, трещин и следов износа требует замены щеток
Не редко на поверхности коллектора появляются следы от нагара и трения щеток. Справиться с проблемой поможет полировочная паста. Якорь нужно зажать в патроне дрели, что повысит эффективность полировки. На коллекторе не должно быть царапин, сколов, прочих повреждений. Опять же, при их наличии попробуйте обработать наждачкой. В противном случае якорь меняется на новый
Шестерня привода редуктора
Проверьте наличие механических повреждений и сколотых зубцов. При отсутствии некоторых зубьев щетки могут медленно работать, либо нарушается прерывистый режим. Лучше всего заменить шестерню. При замене обработайте новую шестеренку пластичным солидолом и смажьте корпус редуктора, очистив его предварительно от следов старой смазки
Тяги привода дворников
Убедитесь, что они не погнуты. При наличии небольших деформаций можно попробовать выровнять тяги вручную или инструментов. Если выровнять не получается, замените
Резьбовая часть валиков рычагов
Резьба и шлицы не редко оказываются поврежденными. Если это произошло, вам придется заменить полностью тяги в сборе
Предохранители и реле
Не редко причиной отказа в работе дворников ставится реле или сгоревший предохранитель. Предохранителем электродвигателя омывателя стекла является элемент F7, а реле, отвечающее за интересующий нас узел, обозначается в монтажном блоке К3.
Проверяем блок предохранителей
При выходе из строя стеклоочистителя лобового стекла, первым делом проверьте, не перегорел ли предохранитель и все ли в порядке с реле, которые отвечают за работу этого узла. Часто сложный ремонт не требуется, достаточно просто извлечь перегоревший плавкий элемент и заменить его на новый.
В некоторых случаях перегоревший предохранитель говорит о чем-то больше, нежели просто его поломка. Чем именно вызвано нарушение целостности предохранителя — это важный вопрос. Потому рекомендуется выполнить разборку дворников, проверить состояние всех узлов и разобраться, что же стало истинной причиной отказа щеток на ВАЗ 2109.
Как можно сделать дворники быстрее на ВАЗ-2109
Как показывает практика, чем дольше эксплуатируется машина, тем чаще в ней что-нибудь ломается. Особенно это утверждение справедливо для отечественных автомобилей.
В настоящей статье мы расскажем, как сделать так, чтобы дворники работали быстрее на ВАЗ-2109. Отзывы владельцев данной модели говорят об одном – именно система очистки стекол в ней крайне слаба и капризна. Причем нарушение работы происходит обычно достаточно неожиданно – еще накануне все было в порядке, и вот сегодня дворники еле-еле передвигаются.
Само собой разумеется, что с такой неисправностью управлять машиной неудобно, и более того, опасно, особенно в межсезонье, когда практически каждый день с неба или капает дождь либо же валит снег.
Причины
В реальности причин выхода из строя дворников существует довольно много. И что интересно – ненадлежащий уход за транспортным средством во всех случаях стоит на первом месте. Часто проблема возникает из-за слабости самой конструкции – над ней инженеры Волжского автозавода явно трудились не особо долго и сильно не заморачивались.
Неполадки в работе стеклоочистителей девятки происходят обычно из-за следующих причин:
- разрушение либо же деформация рычагов, приводящих в движение щетки;
- обрыв питающей проводки или же загрязнение, износ контактов в соединительной клемме;
- попадание посторонних предметов в механизм привода – даже небольшой камешек без труда выводит его из строя;
- примерзание щеток к стеклу – достаточно распространенная ситуация в зимний период;
- замыкание обмотки мотора.
Впрочем, это как говорится общие места. В реальности, именно плохой уход за машиной приводит к тому, что стеклоочиститель работает слишком медленно.
Между тем 2109 – это модель, которая требует постоянного присмотра и профилактики.
Слабый электропривод щеток и низкое качество материалов – приводит к тому, что все ломается буквально на раз, стоит только забыть о профилактике на какие-то 2-3 месяца. В итоге набившаяся грязь и коррозия приводят к тому, что стеклоочистители двигаются еле-еле.
Все узлы дворников требуют регулярной смазки, прочистки и ухода. Зимой не забывайте снимать щетки, оставляя транспортное средство на улице. При малейшей неполадке стеклоочистители необходимо ремонтировать – только так удается продлить их срок службы. В противном случае автовладельцу придется регулярно менять ту или иную деталь системы, вышедшую из строя.
Ремонт
Неисправный механизм понадобится:
- полностью разобрать;
- очистить от ржавчины и грязи;
- осмотреть сервопривод;
- смазать подвижные части;
- собрать и установить на место.
В большинстве случаев этого достаточно. Такие работы проведет даже неопытный автолюбитель. Если это не принесло ожидаемого результата, а никаких других неисправностей вы обнаружить так и не смогли – стоит обратиться к профессионалам. В большинстве случаев попытки самостоятельно разобраться приводят к усугублению положения.
Впрочем, чаще всего из строя выходит электромоторчик или так называемая трапеция. Ремонту ни то, ни другое не подлежит и потому данные элементы просто меняют на новые.
Другие способы ускорить работу стеклоочистителей
Если замедление происходит в основном зимой, советуем заменить смазку на Циатим. Это вещество не боится холодов до минус 60. Причем оно достаточно густое и отлично держится на деталях – одной обработки хватает надолго.
Помните, что перед смазкой следует очистить подвижные элементы от ржавчины и обезжирить. Стоит также использовать Циатим и в редукторе.
Опытные люди советуют для ускорения работы дворников:
- поменять 53 контакт местами с 53b;
- произвести регулировку стеклоочистителей;
- убедиться, что масса, идущая от моторчика хорошо держится.
В последнем случае нужно зачистить не только место соединения, а еще и убедиться, что данный провод надежно крепится к кузову.
Стоит, в числе прочего, заменить стандартное реле, включенное в схему дворников, на прибор дающий возможность отрегулировать паузу между движениями. Делается это очень просто. В монтажном блоке соответствующий исполнительный механизм располагается в верхнем ряду (третий справа) – его просто вынимают и вставляют новый.
Через реле
Идея заключается в том, что общая электрическая схема стеклоочистителей снабжается добавочным реле. Это позволяет заметно ускорить работу щеток.
Однако в таком случае останутся доступными только два режима работы дворников:
- прерывистый;
- ускоренный постоянный.
Новое реле устанавливают на разрыв существующего разъема. Для него приобретают дополнительную колодку – провода к ней идут от монтажного блока и далее следуют к двигателю стеклоочистителей. Потребуется еще реле на 5 контактов и розетка под него.
Не работают «дворники» на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099
Отказ в работе очистителей ветрового стекла – «дворников» весьма распространенная неисправность на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099. Основными ее причинами являются проблемы с электрической частью и механическая поломка элементов стеклоочистителей. Рассмотрим ситуацию, когда дворники полностью отказали и ни как не реагируют на перемещение рычага в правом подрулевом переключателе.
В начале электрика:
— перегорели предохранители в монтажном блоке;
Для монтажного блока старого образца – 17.3722 это №5 и №4, для новых 2114-3722010-60, 2114-3722010-10, 2114-3722010-18 – F16 и F7. Предохранители №5, F16 – очиститель, №4б А7 – омыватель.
При перегорании предохранителей возможно наличие короткого замыкания в электрических цепях не только стеклоочистителя, но и других цепях защищаемых ими. См. «Предохранители и защищаемые ими цепи монтажных блоков автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
— вышло из строя реле стеклоочистителя ( 52.3747, 525.3747);
Реле должно щелкать при работе. Если это не так, либо оно само неисправно, либо окислились его контакты. Порой для возобновления его работоспособности достаточно несколько раз его вынуть и обратно вставить. Неисправное реле заменяем новым.
Проверить его исправность можно переместив подрулевой переключатель в крайнее верхнее положение. В этом положении щетки должны заработать даже если реле неисправно.
Назначение контактов реле стеклоочистителя для его проверки: вход – 15, выход – S.
— неисправен подрулевой переключатель режимов работы «дворников»;
Назначение выводов переключателя для его проверки: вход тока — 53а, 1-я скорость – 53, 2-я – 53б, вход прерывистого режима – 53е, выход прерывистого режима 53.
Неисправный переключатель следует снять, разобрать, зачистить контакты, либо заменить новым.
— соскочили разъемы в электрической цепи стеклоочистителя;
В монтажном блоке это Х1, Х2, Х3, Х4, Х11, рядом с монтажным блоком соединительная колодка электродвигателя, колодка на подрулевом переключателе.
— окислились контакты в разъемах электрической цепи стеклоочистителя;
По очереди отсоединяем все соединительные колодки, зачищаем контакты мелким надфилем. Начать лучше с колодки электродвигателя рядом с монтажным блоком, так как она подвержена постоянному воздействию влаги. Здесь же можно проверить соединение «массового» провода электродвигателя.
— сильно изношены или зависли щетки электродвигателя стеклоочистителя;
Также может подгореть коллектор, которому прижимаются щетки.
— «обрыв» или короткое замыкание в обмотках электродвигателя стеклоочистителя.
Проверить исправность электродвигателя очистителей можно подав на него напряжение напрямую от аккумулятора. Вход: 1-я скорость – серый провод от монтажного блока, 2-я скорость – серо-оранжевый провод от монтажного блока. Вход для прерывистого режима работы – серый провод от монтажного блока.
— щетки примерзли к стеклу;
— после длительной стоянки щетки прилипли к лобовому стеклу;
— повреждены, заклинили или неправильно установлены после ремонта рычаги привода механизма стеклоочистителя;
— повреждены зубья пластмассовых шестерен в редукторе электродвигателя.
Примечания и дополнения
— Другие неисправности стеклоочистителя (щетки не работают в прерывистом режиме, останавливаются во время работы, не работают синхронно и пр.) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 изложены на нашем сайте в статье «Неисправности стеклоочистителя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
— Предохранители, соединительная колодка, крепление «массы», реле «дворников»
Еще пять статей по неисправностям автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099