Регулировка клапанов дэу матиз
Daewoo Matiz 0.8i 5дв. хэтчбек, 52 л.с, 4АКПП, 2001 – 2009 г.в. – регулировка зазоров в приводе клапанов
Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов двигателя
Для чего нужна регулировка клапанов
У современного автомобиля два клапана на цилиндр (или более). Один из них запускает горючую смесь, а другой выпускает отработавшие газы (они называются впускной и выпускной). А механизм, который приводит в действие эти клапаны и устанавливает порядок их работы, называется газораспределительный или клапанным. После нагрева двигателя, детали расширяются. Следовательно, на холодном моторе между некоторыми его деталями должны быть строго определенные зазоры.
Если клапаны неправильно отрегулированы – это может привести к снижению эффективности работы двигателя и уменьшению ресурса его деталей. Например, при маленьких зазорах клапаны и их седла будут подгорать – снизиться общий ресурс мотора. При больших зазорах, когда клапаны открываются не полностью, мощность двигателя будет заметно падать – услышите отчетливый металлический стук.
Что будет, если будут маленькие зазоры клапанов?
Маленькие зазоры клапанов будут приводить к подгоранию седел клапанов.
Что будет, если будут большие зазоры клапанов
Большие зазоры клапанов будут приводить к неполному открытию клапанов, что будет сказываться на мощности двигателя. Увеличенные зазоры клапанов можно распознать по характерному металлическому стуку. Шумы в двигателе могут сигнализировать о неисправности ГРМ.
Данные тепловых зазоров есть в руководстве по ремонту автомобиля. Они различны для каждого мотора. Заметьте, что для впускного и выпускного клапанов, а иногда и для разных цилиндров зазоры разные.
Периодичность регулировки клапанов, если она предусмотрена конструкцией мотора, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Как происходит регулировка
Для того, чтобы проверить и отрегулировать зазор, двигатель должен быть холодным. Тепловой зазор проверяют плоским щупом определенной толщины. Настройка производится поворотом регулировочных винтов коромысел в требуемую сторону.
Чтобы начать регулировку, установите поршень цилиндра, который собираетесь регулировать, в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В этом положении оба клапана данного цилиндра закрыты, а коромысла должны свободно качаться в пределах зазора.
Затем отпускаете контргайку на регулировочном винте или болте. При помощи плоского щупа и регулировочного винта (болта) настройте необходимый зазор, затем затяните контргайку. Будьте внимательны: иногда после затяжки контргайки зазор может измениться, поэтому данную операцию необходимо делать аккуратно. После затяжки снова его проверьте. Зазор станет оптимальным тогда, когда щуп будет проходить в него, преодолевая небольшое усилие. Если он проходит слишком легко или слишком тяжело, отрегулируйте заново.
Потом, поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, нужно отрегулировать зазор в клапанах других цилиндров. Здесь необходимо соблюдать порядок работы цилиндров двигателя Вашего автомобиля (например, 1-3-4-2). Коленвал следует поворачивать только по часовой стрелке и только за ручку “кривого стартера” (пусковая рукоятка) или же за болт крепления шкива привода генератора. Можно поворачивать коленвал за вывешенное ведущее колесо, но здесь необходимо соблюдать осторожность.
ПОЧЕМУ НА НЕКОТОРЫХ МОТОРАХ КЛАПАНЫ РЕГУЛИРОВАТЬ НЕ НУЖНО
Неоднократное уточнение о том, что регулировка клапанов должна быть предусмотрена конструкцией мотора, весьма важно: ведь многие двигатели этой процедуры не требуют. Зависит это от того, оснащен ли мотор гидрокомпенсаторами: это устройства, предназначенные для автоматической регулировки теплового зазора. Они работают за счет масла, поступающего в них из двигателя (поэтому, собственно, и называются «гидрокомпенсаторами») и полностью исключают необходимость периодической ручной регулировки клапанов. Сами они, конечно же, тоже не вечны – о необходимости их проверки и замены говорит все тот же цокающий стук, не исчезающий вскоре после запуска, а порой даже после прогрева двигателя. Однако главное, что нужно знать в контексте этого материала – это то, что моторам, оснащенным гидрокомпенсаторами, регулировка клапанов не нужна.
Если в двигателе транспортного средства гидрокомпенсаторов нет, то регулировать клапана необходимо вручную. О том, что пришла пора заняться этим делом, довольно легко узнать по некоторым симптомам. Одним из них является характерное «цокание» клапанов, которое уже было упомянуто выше, а другим — то, что двигатель начинает «троить», в его цилиндрах или существенно падает, или же полностью пропадает компрессия. Как только проявляется хотя бы один из этих симптомов, необходимо проверить размеры промежутков в клапанном механизме.
Проверка, регулировка тепловых зазоров на двигателе
Справочник
Метки
Снятие, замена, установка стабилизатора поперечной устойчивости
Снятие, замена, установка ремня привода ГРМ
Снятие, замена, установка пружины амортизатора задней подвески
Осмотр, проверка рулевого управления
Снятие, замена, установка коленвала и его вкладышей
Симптомы: стуки в двигателе, двигатель «троит».
Возможная причина: нарушены тепловые зазоры впускных и выпускных клапанов.
Инструменты: набор гаечных ключей, набор головок, отвертка с плоским лезвием, отвертка с крестообразным лезвием, пассатижи.
Примечание. Проверку и регулировку тепловых зазоров в приводе клапанов следует производить на холодном двигателе.
5. Сдвиньте крепежный хомут шланга подвода разрежения от выпускного трубопровода к вакуумному усилителю по шлангу, сжав хомут пассатижами.
6. Отсоедините шланг подвода разрежения от соединительной трубки.
7. Отсоедините вентилирующий шланг картера от штуцера на крышке ГБЦ.
8. Открутите крепежный винт кронштейна соединительной трубки и впускного трубопровода, используя шестигранник «на 5».
9. Сожмите лепестки держателя жгута проводов системы управления двигателем, используя отвертку.
10. Снимите держатель жгута проводов системы управления двигателем с кронштейна.
11. Открутите крепежную гайку кронштейна соединительной трубки, используя головку «на 10».
12. Отведите в сторону соединительную трубку.
Примечание. Не отсоединяйте от соединительной трубки шланг вакуумного усилителя тормозов.
13. Открутите восемь крепежных винтов крышки головки блока цилиндров.
14. Демонтируйте крышку ГБЦ.
15. Снимите грязезащитный щиток, расположенный в арке правого переднего колеса.
16. Поверните коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения метки-выреза, расположенной на шкиве коленвала, с цифрой «0», расположенной на нижней крышке ремня привода газораспределительного механизма. Обратите внимание на метку на зубчатом шкиве распредвала: она должна быть расположена напротив метки на задней крышке ремня привода ГРМ (используйте головку «на 17»).
Примечание. В данном положении коленчатого вала производится регулировка исключительно впускного и выпускного клапанов первого цилиндра, впускного клапана второго цилиндра, выпускного клапана третьего цилиндра.
17. Произведите проверку теплового зазора между стержнем клапана и регулировочным винтом, используя плоский щуп (щуп должен перемещаться в зазоре с небольшим усилием; зазор должен составлять: 0,13–0,17 миллиметра – для впускных клапанов; 0,30–0,34 миллиметра – для выпускных клапанов).
Примечание. Следуйте нижеприведенным пунктам инструкции, если размеры зазоров превышают максимально допустимые значения.
18. Слегка ослабьте затяжку контргайки, используя гаечный ключ «на 12» (не допускайте проворачивания регулировочного винта, для чего удерживайте винт шлицевой отверткой).
19. Вставьте щуп между стержнем клапана и регулировочным винтом, после чего вращайте отверткой винт до тех пор, пока зазор не примет размерные значения (см. пункт 17).
20. Затяните контргайку, удерживая от проворачивания регулировочный винт.
21. Проверьте размеры тепловых зазоров и при необходимости повторите их регулировку.
22. Проверните вал на 360 градусов по часовой стрелке до расположения второй метки зубчатого шкива распределительного вала напротив метки на задней крышке ремня привода ГРМ.
Примечание. В данном положении коленчатого вала производится регулировка исключительно выпускного клапана второго цилиндра, впускного клапана третьего цилиндра, впускного и выпускного клапанов четвертого цилиндра.
23. Проверьте и при необходимости отрегулируйте тепловые зазоры.
24. Произведите установку демонтированных деталей и узлов в обратной последовательности.
Как и когда производится регулировка клапанов на Дэу Матиз?
Автомобиль Дэу Матиз обладает достаточно маленьким, а следовательно и экономичным двигателем. Но порой, в потоке необходимо поддать газу, чтобы не вывалиться из общей массы автомобилистов. Для поддержания двигателя в рабочем состоянии необходимо регулярно проверять его состояние. Также важно периодически корректировать работу системы ГРС.
В какое время желательно производить регулировку клапанов на Дэу Матиз?
Регулировки зазоров этого механизма требует каждый ДВС. Регулирование клапанов у Дэу Матиз рекомендуют проводить спустя каждые 20 тысяч километров.
Специалисты говорят о следующих факторах, указывающих на необходимость регулировать клапана:
- Расширенный тепловой зазор вызовет уменьшение высоты подъема и проходного сечения. В связи с этим двигатель получает меньше горючего и воздуха.
- Наоборот, уменьшенный тепловой зазор нарушает непроницаемость посадки клапана в седле. Это может привести к обгоранию фаски детали, что, в свою очередь, негативно скажется на компрессии.
- Цилиндры стали хуже очищаться от газов, а процесс горения смеси стал некачественным, если увеличились зазоры.
В случае, если в системе ГРМ нарушены размеры, заданные технологами, стержни клапанов и места посадки деталей двигателя изнашиваются. К сбою работы двигателя могут привести нагар и повреждение деталей с пружинами, связанное с ним.
Признаки, которые помогут понять, что пора произвести регулировку:
- Упала мощность двигателя;
- В области ГРМ слышен звонкий стук;
- Возникают перебои в двигателе;
- Периодически возникают хлопки при впуске/выпуске.
Если при наличии данных неисправностей вы не начнете ремонтные работы в ближайшее время, это вызовет серьезные денежные затраты в дальнейшем.
Поэтому давайте рассмотрим порядок регулировки клапанов Дэу Матиз.
Подготовительный этап работ
Важно знать, что регулировать клапаны нужно только с холодным двигателем.
В состав инструментов должны войти:
- Гаечные ключи (они же рожковые) – набор;
- Комплект отверток;
- Набор торцевых головок;
- Ключи имбусовые (набор);
- Измерительные щупы;
- Пассатижи.
Чтобы добраться до клапанов, необходимо произвести некоторые подготовительные работы.
Необходимо обесточить аккумулятор, соблюдая технику безопасности. Для этого отсоединяем провод минуса от АКБ.
Далее демонтируем воздушный фильтр.
Для этого делаем следующее:
- Воздуховод крепится специальным хомутом, ослабляем его плоской отверткой.
- Берем патрубок фильтра, который воздушный, и отсоединяем от воздуховода.
- С корпуса воздушного фильтра убираем шланг.
- Если двигатель вашего автомобиля имеет объем 0,8 литра, то нужно колодку жгута электронной системы управления ДВС отделить от температурного температуры.
- Корпус фильтра крепится к воздухозаборнику тремя болтами. Торцевой головкой на «10» отворачиваем их.
- Слегка поднимаем воздухозаборник и голосник, выводим штифты из специальных резиновых подушек.
- Произвести демонтаж узла.
Теперь снимаем модуль зажигания.
Регулировка клапанов на Дэу Матиз без этой процедуры практически невозможна.
Выполняя это, мы делаем следующее:
- Находим закрепитель и отжимаем его от колодки жгута системы управления двигателем.
- Катушки крепятся к держателю крышки ГБЦ , чтобы снять их, потребуется выкрутить три болта «десятой» торцевой головкой.
- Снимаем модуль зажигания.
- Теперь снимаем дроссельный узел.
Это действие производится также в несколько этапов:
- От трубки воздуховода отсоединяем трубку вентиляции картера.
- Также, снимаем шланг, ведущий к воздушному фильтру, после чего снимаем воздуховод.
- Требуется отключить все провода от регулятора холостого хода. Это применительно к двигателю Матиза объемом 0,8 литра.
- У дроссельной заслонки есть датчик положения. Провода, ведущие к ней, тоже отсоединяем.
- Тосол необходимо слить до минимальной отметки.
- На шлангах, которые подают ОЖ на блок дросселя необходимо сжать хомуты пасатижами и отсоединить их.
- У блока дросселя и коллектора впуска есть четыре крепящих болта. Их нужно вывернуть при помощи шестигранного ключа.
- Теперь можем снять весь дроссельный узел.
И последнее, что нужно сделать прямо перед регулировкой.
Когда работа завершена, снимаем крышку у ремня ГРМ. Чтобы сделать это, необходимо снять подкрылок передней арки справа и 4 крепежных болта.
Теперь предстоит проделать еще немного простых операций:
- К вакуумному усилителю протянут шланг разрежения. Необходимо, при помощи пассатижей, зажать хомут с краев и передвинуть его вдоль по шлангу.
- Убрать подвод разрежения.
- Убрать подвод проветривающий картер от штуцера крышки ГБЦ.
- Винт держателя трубопровода впуска нужно открутить с помощью шестигранного ключа на “5”.
- Нужно сжать лепестки фиксирующего элемента проводов, находящихся в системе управления силового агрегата, при помощи отвертки. От держателя отсоединяем жгут.
- Торцевой головкой на “десять” откручиваем болт, который крепит кронштейн соединительного шланга и отводим его в сторону.
- Выкрутить болты (8 штук), которые крепят ГБЦ «пятым» шестигранным ключом и отсоединить ее.
И теперь о главном: приводим в норму клапанные зазоры на Дэу Матиз
Важно взять в расчет информацию о том, что для клапанов впуска, зазор должен составлять от 0,13-0,17 мм, а для выпуска 0,3-0,34 мм. В этом пространстве, с некоторым усилием, должен передвигаться щуп.
Далее, поэтапно приступаем непосредственно к регулировке:
- Семнадцатой торцевой головкой, по направлению стрелки часов, поворачиваем коленчатый вал, чтобы отметка на шкиве совпала с отметкой «0» на крышке ремня ГРМ снизу.
- В таком положении регулируются зазоры впуска/выпуска первого цилиндра, впуска второго, и системы выпуска третьего цилиндра.
- Если вы видите, что размеры не совпадают с идеальным, которые рекомендуют специалисты, нужно произвести ослабление контргайки «12-м» ключом.
- Главное — единовременно придерживать винт регулировки, шлицевой отверткой.
- В зазор вставляем щуп и осуществляем регулирование клапана откручивая/закручивая регулировочный винт до тех пор, пока не будут получены необходимые значения.
- Далее, затягиваем контрольную гайку, параллельно придерживая винт регулировки при помощи отвертки.
- Необходимо, поворотом вала, добиться совпадения на нижней крышке распределительного вала, синяя метка сходилась с «треугольником» у ремня ГРМ на крышке снизу.
- Теперь необходимо реализовать регулирование зазоров: выпуска второго и впуска третьего цилиндров, и впуск/выпуск 4-го.
Как только все клапаны на Матизе отрегулированы, необходимо установить все составляющие элементы двигателя, в противоположном от разбора порядке.
Регулировка тепловых зазоров клапанов на Daewoo Matiz 1, 0 л
Разборка узлов.
Прежде чем осуществлять регулировку тепловых зазоров на клапанах, до них надо добраться. Разборка начинается со снятия блока катушек зажигания и дроссельного узла.
Чтобы демонтировать блок катушек зажигания, вначале придется сдвинуть резиновые защитные колпачки с его выводов, а после отсоединить наконечники свечных высоковольтных проводов. Затем головкой «на 10», используя удлинитель, надо отвернуть три крепежных болта, фиксирующих блок катушек к кронштейну крышки головки блока цилиндров. Блок можно снимать.
Чтобы снять дроссельный узел на Daewoo Matiz 1,0 л, надо вначале отсоединить от «минусового» вывода клемму провода на аккумуляторной батарее. Шлицевой отверткой ослабляется затяжка двух хомутов, фиксирующих воздуховод с патрубками дроссельного узла и крышки корпуса воздушного фильтра. Далее снимаем воздуховод с патрубков крышки фильтра и дроссельного узла и отводим воздуховод в сторону. Отсоединяем трос привода дроссельной заслонки от сектора привода.
Теперь надо отсоединить колодку, в которой помещаются провода, от разъема дроссельного узла. Для этого надо просто нажать на фиксатор колодки, расположенный снизу. Следом отворачиваются две гайки (ключ «на 10) на верхнем креплении дроссельного узла. Уже можно снять кронштейн троса к приводу дроссельной заслонки со шпилек впускного трубопровода.
В довершение отворачиваются два винта (шестигранник «на 5»), удерживающих нижнее крепление дроссельного узла. Дроссельный узел сдвигается со шпилек. Шланг продувки адсорбера отсоединяется от штуцера на корпусе дроссельного узла и снимается сам дроссельный узел. Не забываем снять уплотнительную прокладку фланца дроссельного узла. Учтите, что в Daewoo Matiz 0,8 л дроссельный узел снимается немного по другому.
После снятия дроссельного узла настала очередь демонтажа верхней крышки ремня привода ГРМ. Сжав пассатижами концы хомута крепления вакуумного усилителя тормозов со шлангом подвода разрежения от впускного трубопровода к вакуумному усилителю тормозов, хомут сдвигаем по шлангу. Теперь с соединительной трубки можно снять шланг подвода разрежения. Далее со штуцера крышки головки блока цилиндров снимается шланг вентиляции картера. Шестигранником «на 5» отворачивается винт крепления впускного трубопровода с кронштейном соединительной трубки.
На следующем этапе отсоединяем от кронштейна держатель жгута проводов. Для этого лепестки держателя проводов, идущих к системе управления двигателем, достаточно сжать отверткой. Отворачиваем головкой «на 10» крепление кронштейна соединительной трубки. Соединительную трубку отводим в сторону, не отсоединяя от нее шланг вакуумного усилителя тормозов. Отворачиваем шестигранником «на 5» восемь винтов крепления крышки головки блока цилиндров. Теперь можно демонтировать крышку головки блока цилиндров.
Снимаем грязезащитный щиток, соединенный с аркой правого переднего колеса. Для этого демонтируем правое переднее колесо. Снизу автомобиля крестообразной отверткой через отверстие в переднем подрамнике отворачиваем саморез нижнего крепления щитка. Головкой «на 10» отворачиваем гайки верхнего и переднего креплений щитка. Всё — грязезащитный щиток освобожден.
Регулировка тепловых зазоров.
После снятия щитка на Daewoo Matiz 1,0 уже возможна регулировка тепловых зазоров. Для этого поршень первого цилиндра в ВМТ устанавливается в конце такта сжатия. Чтобы этого добиться, поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке (головкой на «17») за болт крепления шкива до тех пор, пока не совместится метка в виде выреза на шкиве коленчатого вала с цифрой «0» на нижней крышке ремня привода ГРМ. Надо следить, чтобы метка на зубчатом шкиве распределительного вала была расположена напротив метки в виде треугольника на задней крышке ремня привода ГРМ. Добившись этого положения коленчатого вала можно уже проверять и регулировать зазоры клапанов в следующем порядке:
• впускной и выпускной клапаны первого цилиндра;
• впускной клапан второго цилиндра;
• выпускной клапан третьего цилиндра.
Плоским щупом проверяем тепловой зазор между стержнем клапана и регулировочным винтом. При этом щуп должен в зазоре перемещаться с небольшим усилием. Величина зазора должна находиться в допустимых пределах 0,32±0,02 мм для выпускных клапанов и 0,15±0,02 мм для впускных.
Если значение теплового зазора не совпадает с допустимыми, то затяжку контргайки ослабляем с помощью ключа «на 12», при этом удерживая от проворачивания регулировочный винт. Удерживать винт удобнее всего шлицевой отверткой. Чтобы добиться требуемого зазора, надо вставить щуп между регулировочным винтом и стержнем клапана, а затем вращать винт отверткой до нужных значений. После — затягиваем контргайку, при этом регулировочный винт удерживается отверткой. В конце регулировки надо еще раз перепроверить все зазоры.
Продолжаем регулировку. Поворачиваем на 360° по часовой стрелке коленчатый вал. При этом синяя метка зубчатого шкива распределительного вала должна расположиться напротив треугольной метки на задней крышке ремня ГРМ. В этом положении коленчатого вала проверяем и при необходимости регулируем зазоры следующих клапанов:
• выпускного второго цилиндра;
• впускного третьего цилиндра;
• впускного и выпускного четвертого цилиндра.
После окончания регулировки тепловых зазоров клапанов на Daewoo Matiz 1,0 л все снятые узлы и детали устанавливаются в обратной последовательности.