Замена щеток генератора ваз 2109
Как Поменять Щетки На Генераторе Ваз 2109
Как поменять щетки на генераторе ваз 2109
Контактные кольца генератора 94.3701 уменьшенного диаметра (по сравнению с генератором 37.3701) для понижения окружной скорости вращения и уменьшения износа щеток.
Схема соединений генератора 37.3701 показана на рис. 9.8. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «В» через соединенные параллельно контрольную лампу 5 и резисторы 9. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке. При этом ток через контрольную лампу не проходит и она не горит. Управляющее напряжение подается на вывод «Б» регулятора напряжения непосредственно от вывода «30» генератора.
Схема соединений генератора 94.3701 показана на рис. 9.9. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 5, расположенную на панели приборов. При включении на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в полнакала говорит о неисправностях. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.
У генератора 37.3701 с 1996 г. изменено устройство регулятора напряжения и щеткодержателя. Теперь регулятор напряжения размещен в металлическом корпусе и приклепан к щеткодержателю (см. рис. 9.6, а), т.е. образует с ним неразборный узел. У нового регулятора напряжения отсутствует вывод «Б», и напряжение подается только к выводу «В». По своим характеристикам прежний и новый регуляторы напряжения одинаковы и в сборе со щеткодержателем взаимозаменяемы.
На небольших партиях автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 могут быть установлены генераторы производства Болгарии, Словении или Германии. Эти генераторы взаимозаменяемы с генератором 37.3701 по характеристикам и установочным размерам, но несколько отличаются по конструкции. В данном разделе сайта описывается только отечественный генератор 37.3701 как основной для автомобилей семейства ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.
1 — аккумуляторная батарея; 2 — генератор; 3 — монтажный блок; 4 — замок зажигания; 5 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная на панели приборов
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с «массой», а «плюс» -подключаться к зажиму «30» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через диоды генератора, и они повредятся. Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на выводе «30» генератора, что может повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.
Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением вывода «30» генератора с «массой». При этом через диоды протекает значительный ток и диоды повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра. Диоды выпрямительного блока генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как такой прибор имеет слишком высокое для диодов напряжение и диоды при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание). Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора. Проверять сопротивление изоляции обмотки статора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от диодов выводами фазных обмоток. При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех выводов генератора и аккумуляторной батареи.
Ремонт генератора ВАЗ 21099,замена регулятора напряжения.
Реле-регулятор-это устройство,которое регулирует ток от генератора,не давая перезарядить акб.Выполняет…
Замена щеток генератора ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 21010…
ЗАМЕНА РЕЛЕ РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА. ЩЁТКИ ГЕНЕРАТОРА. Замена щёток генератора. ВАЗ 2110 …
Если в пути порвался ремень генератора, а запасной вы забыли дома, временно заменить ремень генератора можно кольцом шириной 20 мм, вырезанным из старой автомобильной камеры. Чтобы снизить потребление тока при движении автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 с неисправным генератором, по возможности отключите радиоприемник, лишние приборы освещения, вентилятор отопителя, обогрев стекла и т.п.
Рис. 9.6. Генератор 37.3701 автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
а — регулятор напряжения и щеточный узел генераторов выпуска с 1996 г.; 1 — крышка генератора со стороны контактных колец; 2 — болт крепления выпрямительного блока; 3 — контактные кольца; 4 — шариковый подшипник вала ротора со сторон» контактных колец; 5 — конденсатор 2,2 мкФ ±20% для подавления радиопомех; 6 — вал ротора; 7 — провод общего вывода дополнительных диодов; 8 — зажим «30» генератора для подключения потребителей; 9 — штекер «61» генератора (общий вывод дополнительных диодов); 10 — провод вывода «Б» регулятора напряжения; 11 — щетка, соединенная с выводом «В» регулятора напряжения; 12 — регулятор напряжения; 13 — щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора напряжения; 14 — шпилька для крепления генератора к натяжному устройству; 15 — крышка генератора со стороны контактных колец; 16 — крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора; 17 — полюсный наконечник ротора; 18 — шайбы крепления подшипника; 19 — дистанционное кольцо; 20 — шариковый подшипник вала ротора со стороны привода; 21 — стальная втулка; 22 — обмотка ротора (обмотка возбуждения); 23 — сердечник статора; 24 — обмотка статора; 25 — выпрямительный блок; 26 — стяжной болт генератора; 27 — буферная втулка; 28 — втулка; 29 — поджимная втулка; 30 — вывод «В» регулятора напряжения; 31 — щеткодержатель
Рис. 9.7. Генератор 94.3701 автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — кожух; 2 — вывод «В+» для подключения потребителей; 3 — помехоподавляющий конденсатор; 4 — общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу — «+» регулятора напряжения); 5 — держатель положительных диодов выпрямительного блока; 6 — держатель отрицательных диодов выпрямительного блока; 7 — выводы обмотки статора; 8 — регулятор напряжения; 9 — щеткодержатель; 10 — задняя крышка генератора; 11 — передняя крышка генератора; 12 — статор; 13 — обмотка статора; 14 — дистанционное кольцо; 15 — шайба; 16 — конусная шайба; 17 — шкив; 18 — гайка; 19 — вал ротора; 20 — передний подшипник вала ротора; 21 — клювообразные полюсные наконечники ротора; 22 — обмотка ротора; 23 — втулка; 24 — стяжной винт; 25 — задний подшипник ротора; 26 — втулка подшипника; 27 — контактные кольца; 28 — отрицательный диод; 29 — положительный диод; 30 — дополнительный диод; 31 — вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов)
Рис. 9.8. Схема соединений системы генератора 37.3701 на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — генератор; 2 — отрицательный диод; 3 — дополнительный диод; 4 — положительный диод; 5 — контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 6 — комбинация приборов; 7 — вольтметр; 8 — монтажный блок; 9 — дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт; 10 — реле зажигания; 11 — выключатель зажигания; 12 — аккумуляторная батарея; 13 — конденсатор; 14 — обмотка ротора; 15 — регулятор напряжения
Замена щеток генератора ВАЗ 2108 своими силами
Автор: ides · Опубликовано 12.07.2016 · Обновлено 12.07.2016
О том насколько важную роль в устройстве автомобиле играет генератор, знает каждый автомобилист, который имеет минимальное понятие об устройстве этого самого автомобиля. На страницах ВАЗ Ремонт мы неоднократно говорили о генераторе. Когда-то нами был детально описан процесс снятия генератора ВАЗ 2107, а также ремонта генератора ВАЗ 2101. Сегодня мы продолжим говорить об этих устройствах, и на этот раз вы узнаете, как заменить щетки генератора ВАЗ 2108 своими руками. Процесс замены будет практически одинаковым для всех моделей ВАЗ, поэтому если у вас, к примеру, ВАЗ 2114 вам также будет полезна эта статья.
Производитель генераторов для ВАЗов рекомендует проверять щетки генератора каждые 50-60 тыс. км. пробега или раз в четыре года. Для того чтобы проверить щетки генератора ВАЗ 2108 не нужно снимать сам генератор.
Неисправность щеток генератора проявляется в виде плохой зарядки аккумулятора, мерцания лампочек приборной панели, низкого показателя напряжения в бортовой сети, мигает стрелка вольтметра. Примечание! Следует учитывать, что вышеописанные «симптомы» могут также свидетельствовать о плохой натяжке ремня генератора, поэтому перед там как снять генератор или разобрать его убедитесь, что ремень правильно натянут.
Проверка щеток генератора ВАЗ 2108 своими руками
Самостоятельная замена щеток ВАЗ 2108
Теперь можно заменить щетки генератора ВАЗ 2108.
По завершению замены щеток генератора нужно натянуть ремень генератора, как это сделать написано тут.
Примечание! Первые несколько дней возможны ошибки о том что генератор неисправен, а также о плохой зарядке батареи. Пугаться этого не стоит, поскольку это явление возникает в результате притирки новых щеток, через несколько дней эксплуатации ошибки должны исчезнуть.
Как видите, самостоятельная замена щеток генератора ВАЗ 2108 — вполне реальна, сложностей особых здесь нет, подавляющее большинство автомобилистов выполняют ее своими руками. Надеемся, что при помощи данного руководства вы сможете стать одним из этих водителей. Всего вам доброго!
Замена щеток генератора своими руками
Как известно, электродвигателей в обычном автомобиле два – один заводит поршневой агрегат, а второй генерирует необходимый для жизнедеятельности машины электрический ток. Последний, как любой электрический мотор, со временем стареет и ломается. Хотя дело не только в старении. Чаще всего нужна просто замена щеток генератора.
Ведь эти элементы выходят из строя у электродвигателя в первую очередь. Почему это происходит? Вот несколько причин:
- просто изнашиваются, столь банальная причина встречается чаще других;
- влажность внутри электрического двигателя, она появляется из-за неаккуратной мойки или проезда глубоких луж;
- постоянно плохой контакт с якорем;
- частая работа электродвигателя на предельных режимах.
Диагностировать износ этих деталей, контактирующих с якорем для подачи ему электротока, можно путем замера напряжения на выводах электродвигателя. Если напряжение на выходе снижено или вообще пропало, значит, скорее всего, необходима замена щеток генератора. При их снятии еще смотрят рабочий размер этих концевиков и сверяют с паспортными данными. Если величина ниже нормы, необходимо установить новые детали.
А как произвести данную переустановку, разберем на примере нескольких автомобилей. Также почитайте про замену тросика сцепления приоры и сколько стоит расточка коленвала.
Восстановление электродвигателя у ВАЗ
Посмотрим первоначально, как производится замена щеток генератора ВАЗ 2107. Для работы оснастимся следующими инструментами:
- набор накидных ключей;
- отвертки – набор;
- молоток резиновый.
Итак, начинаем работу по смене щеток генератора на ВАЗ 2107.
- Отсоединяем клеммы аккумуляторной батареи, а также откручиваем кабели с выводов электродвигателя, демонтируем его, отвернув крепления. Ослабив ремень, извлекаем электрический мотор.
- Откручиваем крепление шкива, одновременно придерживая инструментом ротор.
- Отсоединяем тяговое реле.
- Выкрутив гайки, извлекаем переднюю крышку сборочной единицы с помощью резинового молотка.
- Также посредством резинового молотка выталкиваем наружу ротор.
- Открепляем от статора заднюю крышку.
- Достаем из статора щеткодержатель, производим переустановку изношенных деталей.
- Сборка электрического мотора осуществляется в обратной последовательности.
Данный процесс, если что-то непонятно, можно также наглядно изучить видео с названием «замена щеток ВАЗ 2107». Замена щеток в генераторе ВАЗ 2106 производится точно так же.
Если же обратиться к моделям ВАЗ с передним приводом, то отличий по ходу выполнения процедуры не так уж много.Для примера рассмотрим сначала, как делается замена щеток у ВАЗ 2110, для чего возьмем предварительно вот что:
- гаечные ключи;
- набор отверток;
- молоток, брусок или молоток с резиновым наконечником.
- Ослабив ремень, отсоединив провода и открутив три болта, демонтируем электродвигатель.
- Достав агрегат из авто, снимаем шкив, придерживая отверткой ротор. В принципе, тяговое реле и ротор можно не демонтировать, у «семерки» мы сделали это для удобства работ.
- Далее отщелкиваем на задней части электромотора защелки, после чего извлекаем пластиковый кожух.
- Нам сразу открывается узел регулятора напряжения вкупе со щеткодержателем.
- Откручиваем два винта и снимаем щеткодержатель.
- Производим обновление изношенных деталей.
- Сборку делаем от обратного.
Кстати, смена щеток у ВАЗ 2112 осуществляется один в один по этой же инструкции.
А теперь разберемся, как произвести замену элемента у ВАЗ 2109.
Нам потребуется приготовить:
- набор накидных ключей;
- отвертки крестовую и шлицевую;
- резиновый молоток.
Делаем вот что (это вариант без снятия тягового реле).
- Ослабив ремень и сняв планку натяжителя, демонтируем весь агрегат.
- На демонтированном узле откручиваем шкив.
- Открутив гайки, извлекаем переднюю крышку электродвигателя.
- Выталкиваем ротор наружу резиновым молотком.
- Открепляем статор от задней части электромотора.
- Открепляем диодный мост, достаем наши вышедшие из строя графитовые наконечники и устанавливаем новые.
- Сборка делается по пути назад.
Надо сказать, что работа по замене щеток на ВАЗ 2114 проходит в точно такой же последовательности. То же самое касается и проведения работы у ВАЗ 2115.
Вообще все электродвигатели для генерации тока у ВАЗ имеют практически одинаковое устройство. Мы разобрали лишь разные методы, как добираться до заветных деталей.
Есть даже путь без демонтажа узла. Скажем, для замены щеток генератора у Приоры, причем, не снимая генератор, необходимо сделать вот что, взяв отвертку и гаечные ключи и открыв капот.
- Отсоединить аккумулятор.
- Открепить провода от электродвигателя.
- Снять клемму цепи возбуждения.
- Демонтировать задний пластмассовый кожух электромотора, открутив винты.
- Открепить регулятор напряжения, а затем снять его в сборе со щеточным узлом.
- Вот теперь можно переустановить наши детали.
- После чего надо собрать всё в обратной последовательности.
Итак, смену щеток генератора у Приоры вполне можно произвести прямо на машине, открыв капот.
В то же время смену на Ладе Калине лучше произвести, сняв электродвигатель с автомобиля. Ведь он компактный и крепится на кронштейне всего двумя болтами. Взяв те же инструменты, что и в предыдущем случае, нужно воспроизвести следующие действия.
- Отсоединить аккумулятор и провода электромотора.
- Ослабив ремень и открутив два крепления, снять электродвигатель.
- Извлечь задний кожух.
- Открутив винты, достать щеткодержатель с регулятором и произвести переустановку деталей.
- Собрать всё обратно.
Вот такие нехитрые действия нужно выполнить, чтобы сделать смену щеток генератора на Ладе Калине.
Починка электромотора у Рено
А теперь для того, чтобы сложилось цельное представление о столь важной операции, рассмотрим ее производство на иномарке.
Чтобы осуществить замену элемента на автомобиле Рено Меган 2, нам потребуются:
Начинаем с демонтажа электрического мотора.
- Ослабив ременный привод, отворачиваем три крепления агрегата.
- На снятой сборочной единице, снимаем разъем и откручиваем кабель.
- Извлекаем пластиковую крышку.
- Открутив два болта, снимаем реле со щеткодержателем.
- Делаем обновление дефектных деталей.
- Сборку делаем, двигаясь по пунктам обратно.
По сути, эта технология напоминает ранее описанные, поскольку, повторимся, все электродвигатели устроены одинаково.
Поэтому, например, если производить смену щеток генератора на Форд Фокус 2, придется проделать манипуляции, также аналогичные только что изложенным.
Цена несложной работы
На какую стоимость потянет описанная работа в автосервисах, с учетом снятия всего агрегата с автомобиля, по крупным городам России мы определили, хотя и приближенно. Все данные собранны вот в этой таблице.
Город | Стоимость |
Москва | 1100 руб. |
С-Петербург | 1000 руб. |
Екатеринбург | 950 – 850 руб. |
Цена указана для средней иномарки без демонтажа дополнительных узлов. На Ладах стоимость операции процентов на двадцать меньше.
Итог очевиден: все изложенные технологии по замене щеток у генератора автомобилей различных марок просты и доступны любому автолюбителю, хотя бы немного понимающему в технике, а также устройстве электродвигателя.
Замена щеток генератора lada 2109 (ваз 2109)
После разборки генератора серии 37.3701 на автомобиле ваз 2109 наряду со статором и якорем, необходимо проверить работоспособность регулятора напряжения, щеткодержателя и конденсатора.
Проверка регулятора напряжения и щеткодержателя генератора. Для проверки потребуется источник тока, с возможностью смены напряжения. Например зарядка для аккумуляторной батареи. А так же контрольная лампа штатного напряжения.
- Подсоедините контрольную лампу к щеткам регулятора. После чего подайте напряжение 12 В, подключив минус на массу, а плюс киньте на клемму регулятора. Контрольная лампа должна загореться. Далее увеличиваем напряжение до 15-16 В при этом контрольная лампа должна погаснуть.
Таким образом, если лампа при увеличение напряжения не погасла или вообще на загоралась, регулятор необходимо заменить в сборе с щеткодержателем.
Что касается самого щеткодержателя. Тут необходимо проверить прежде всего легкость перемещения щеток в своих посадочных пазах, а так же величину их выступания, которая не должна быть менее 5 мм. Так же не допускается наличие на поверхности щеток различных механических повреждений — сколов, глубоких царапин, трещин.
И в заключение остается проверить состояние конденсатора. Для его проверки потребуется мегомметр или обычный тестер, переключенный в режим замера сопротивления в диапазоне 1-10 МОм. Включаем прибор, то есть он будет показывать сопротивление стремящееся к бесконечности, после чего подключаем выводы тестера к конденсатору и в момент подключения, сопротивление должно уменьшаться, а затем снова начнет стремится к бесконечности. Если у вас так же, значит конденсатор исправен. В противном случае производим его замену.
На этом ремонтные работы по проверке регулятора напряжения, щеткодержателя и конденсатора генератора 37.3701 на ваз 2109 завершены.
Проверить регулятор напряжения ВАЗ 2109 можно двумя способами: непосредственно на машине и после снятия. Его замена в случае выхода из строя осуществляется всего одним инструментом — отверткой. Чтобы проверить работоспособность узла, вам нужен тестер и блок питания с регулировкой (для второго способа). Как же выявить неисправность этого узла автомобиля? Давайте рассмотрим два основных способа диагностики.
Как проверить регулятор напряжения ВАЗ 2109?
Если он установлен на автомобиле
Порядок действий следующий:
- Берете вольтметр.
- Заводите двигатель, устанавливаете число оборотов порядка 1500-2000 в минуту.
- Включаете ближний свет фар.
- Проводите замер непосредственно на клеммах АКБ.
Результат замера должен быть в диапазоне 13,5-14,2 Вольт. Если есть отклонение в меньшую или большую сторону, то налицо неисправность регулятора напряжения ВАЗ 2109, его ремонтировать бесполезно, нужно только менять. Только убедитесь в том, что поломка вся кроется именно в нем, а не в контрольной лампе на приборной панели. Дело в том, что питание на обмотку возбуждения подается через нее. И если лампа сгорает, то обмотка возбуждения не запитывается и генератор попросту не работает.
Диагностика на снятом устройстве
Новые регуляторы напряжения ВАЗ 2109 идут в одном корпусе с щетками. Такая конструкция компактная и достаточно надежная, причем во время диагностики можно выявить неполадки и в самих щетках. Например, обрывы проводов. Для работы вам потребуется:
- Лампа на 12 Вольт и мощностью не больше 3 Ватт.
- Внешний источник питания (или пара полуторавольтовых батареек).
- Провода.
На вывод массы, «Б» и «В» подключаете питание. Напряжение при этом должно быть 12..14 В. Лампа тогда должна загореться при исправном регуляторе напряжения ВАЗ 3209. А вот когда подсоедините питание свыше 16 Вольт, она должна потухнуть. Чтобы не заморачиваться с поиском подходящего источника, можно в первом случае использовать АКБ, а во втором — последовательно ему включить пару пальчиковых или мизинчиковых батареек. Если лампа не горит или горит при любом питании, это говорит о неисправности узла. Если не воспламеняется ни в первом, ни во втором случае, то имеется обрыв. Но выход при любой ситуации — это полная замена.
Замена устройства
Чтобы заменить регулятор ВАЗ 2109, вам необходимо сначала отсоединить минусовую клемму от аккумулятора. Затем с помощью отвертки выкрутите два болта, которыми крепится корпус к генератору. Отсоедините один провод и выньте узел вместе со щеткодержателем. Все, остается только установить на его место новый. Как видите, сложного в замене ничегошеньки нет, а при наличии запасного можно сделать ее и в полевых условиях.
Видео о проверке регулятора напряжения ВАЗ 2109: